Что лечит детский нейропсихолог и в каком возрасте к нему обращаться?

В последнее время детская нейропсихология получила большую популярность.

Ее даже начали включать в психологическую службу некоторых образовательных учреждений.

Давайте же подробно разберемся, что это такое и зачем вообще нужно.


Детская нейропсихология , что это такое?

Детская нейропсихология - что это такое: понятие

Детская нейропсихология , это наука, область деятельности которой заключается в исследовании формирования мозговой организации психических функций ребенка, а также исследует развитие мозговых механизмов (нормальное или имеются нарушения).

Она также включает в себя диагностику и коррекционное лечение, если есть такая необходимость.

Патологии, изучаемые наукой

Разберем основные патологии, которые входя в сферу деятельности нейропсихологии.

Нарушения особенно часто встречаются в сенсорной и двигательной сфере. Известно, что на формирование индивида, причем как в интеллектуальном плане, так и в психическом, непосредственное влияние оказывают структуры мозга, которые называют подкорковыми.

Ели у ребенка присутствует патология подкорковых образований, то он будет крайне быстро ощущать усталость при любой деятельности.

Кроме того, ему будет сложно сохранять внимание и концентрироваться на чем-либо, он постоянно будет отвлекаться.

Также могут быть проблемы с запоминанием какой-либо информации. Довольно часто присутствует нарушение тонуса мышц (он слишком высокий или же, наоборот, сильно снижен).

Патологии, изучаемые данной наукой

Детская нейропсихология проводит исследования и коррекционную деятельность таких нарушений, как:

  • проблемы с пониманием, усвоением и последующим воспроизведении информации,
  • отставание в освоении материала школьной программы,
  • явные сложности в освоении письма, чтения и счета,
  • повышенная активность или, наоборот, вялость,
  • повышенная тревожность и нервозность,
  • неустойчивость в эмоциях, резкие скачки настроения,
  • тики и заикания,
  • слишком низкий либо высокий мышечный тонус,
  • плохое или недостаточное развитие моторики,
  • плохая координация движений, ребенок постоянно спотыкается и падает.

Нейропсихологические синдромы

Нейропсихологический синдром , это устойчивое сочетание сразу нескольких нарушений высших психических функций, которые возникают при локальных поражениях мозговых структур.

Рассмотрим основные из них.

Дисгенетический

Он включает в себя нарушения в подкорковых и стволовых образованиях, исходя из этого и выделяют:

    Дисгенетический синдром
  1. Стволовые нарушения. Как правило, наблюдаются различные проблемы в функционировании эндокринной системы организма, пониженный иммунитет. У детей диагностируют диатез, энурез и энкопрез. Довольно часто бывают проблемы со сном. С самого рождения у малыша наблюдается дисгармоничное развитие: нарушения моторики, трудности с обучением речи.
  2. Подкорковые нарушения. В данном случае интеллектуальное развитие проходит несколько лучше. Дети с такой патологией очень хорошо разговаривают, не испытывают затруднений со сложными словами. Но у них довольно часто встречаются головные боли. Ребенок имеет неуклюжие движения, часто спотыкается, ударяется о что-то, роняет предметы.

    Такие малыши быстро устают от деятельности любого вида, отличаются низкой работоспособностью.

    Им сложно концентрироваться на одном действии или предмете, внимание постоянно перескакивает. Они рассеянны и забывчивы. Часто у таких детей также бывает очень неразборчивый почерк.

Нарушения функциональности височных отделов

Недостаточности затылочных отделов у детей

Такой синдром характеризуется повреждением слухоречевой памяти, когда при повторении названных слов ребенок заменяет одни слова на другие, нарушает их порядок.

Также малыш испытывает сложности со звуками, которые похожи друг на друга: он их часто путает, а при письме часто может перепутать гласные.

Недостаточности затылочных отделов

При таком нарушении ребенок обычно не может различать пространственные факторы, у него проявляется зеркальность.

Есть проблемы с ориентированием в пространстве, малыш с трудом может показать где право, а где лево и часто путает стороны.

При письме ему сложно выдерживать строчку, слова прыгают или сама линия строки наклоняется в какую-то сторону.

Недостаточности лобных отделов

Недостаточности лобных отделов у ребенка

Характеризуется тем, что все упрощается: письмо, чтение, речь.

Ребенку сложно запомнить даже самые простые правила.

Он может не дописывать слова или пропускать при письме предлоги.

Словарный запас очень маленький, речь невыразительна. Само построение фраз отличается простотой, например, &laquo,я играю&raquo,, &laquo,хочу гулять&raquo,, &laquo,я поел&raquo,, то есть когда малыш, выражая свои мысли, использует только односложные предложения.

Детский нейропсихолог , кто это и что он лечит?

Детский нейропсихолог осуществляет деятельность, направленную на поведение и психические процессы ребенка, и основанную на знаниях о закономерностях развития и особенностях функционирования нервной системы в детском возрасте.

Он работает с детьми в возрасте от 3 до 12 лет (в этом возрасте функции мозга лучше всего поддаются корректировке), у которых встречаются следующие нарушения:

  • проблемы с усвоением школьной программы и выполнением учебных заданий (неаккуратный почерк, частые ошибки, отставание от сверстников),
  • неустойчивость эмоционального состояния (резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость),
  • Детский нейропсихолог - кто это такой и что он лечит?

  • нежелание учиться, заниматься (отсутствует мотивация к обучению),
  • задержка в речевом развитии или какие-либо нарушения речи,
  • неопрятность, несамостоятельность,
  • неловкость и неуверенность в движениях,
  • медлительность и быстрая утомляемость,
  • неусидчивость, слишком высокая двигательная активность,
  • трудности с концентрацией, легкая отвлекаемость, неумение сосредотачиваться на чем-либо.

Задача детского нейропсихолога заключается в осуществление полноценной диагностики (с помощью специально разработанных упражнений и тестов), выявлении нарушений и отклонений, разработки лечения и коррекционной деятельности.

В каком возрасте лучше приводить ребенка к специалисту?

К детскому нейропсихологу можно отвести ребенка, если ему уже исполнилось 3 года. Но самым продуктивным для нейропсихологических занятий возрастом считается период от 5 до 12 лет.

В каком возрасте лучше всего приводить ребенка к специалисту?

Это объясняется тем, что в данном промежутке мозг уже сформирован достаточно, чтобы ребенок мог осваивать и развивать навыки и умения.

При этом он все еще имеет высокую пластичность, чтобы без особых затруднений перестроиться за довольно короткий промежуток времени.

Как проводится диагностика?

Нейропсихологическая диагностика осуществляется в светлом просторном кабинете, где нет посторонних людей или отвлекающих факторов и специалист остается с ребенком один на один.

При этом обстановка должна быть спокойной и доброжелательной: ребенок должен чувствовать себя комфортно.

Нейропсихолог общается с ребенком короткими фразами, простым языком. Это нужно для того, чтобы малыш лучше понимал, что от него хотят.

Диагностика проводится в игровой форме, в виде тестов и упражнений. Длительность ее проведения составляет:

  • не более 30 минут для детей дошкольного возраста,
  • 40-50 минут для учащихся в начальной школе,
  • 1-1,5 часа для детей 10-12 лет.

Как проводится нейропсихологическая диагностика?

Нейропсихологическая диагностика включает в себя исследования:

  • двигательных функций,
  • письма, счета и чтения,
  • способности узнавать предметы с помощью органов чувств,
  • уровня интеллектуального развития,
  • памяти,
  • речевых функций,
  • межполушарной асимметрии (праворукость и леворукость).

В чем заключается лечение?

В нейропсихологии лечение не подразумевает прием медицинских препаратов. Вместо них используют нейрокоррекцию. Она состоит из двух компонентов:

  • двигательный (упражнения и деятельность, напоминающие лечебную физкультуру),
  • когнитивный (задания на интеллект , упражнения напоминают работу с дефектологом или логопедом).

Благодаря включению в нейрокоррекцию и двигательных, и когнитивных упражнений, коррекционная деятельность носит комплексный характер, так как работа происходит сразу со всеми сферами.

Задания направлены на то, чтобы перестроить деятельность мозга ребенка так, чтобы у него улучшились моторные навыки и работа памяти, стало меньше ошибок в учебе, развилась внимательность и усидчивость.

В чем заключается лечение и коррекция?

Это достигается за счет того, что получают активное развитие те участки мозга, которые получили недостаточное развития.

Часто наблюдается и появление функций, ранее отсутствующих и не проявляющих себя совсем.

Но для того, чтобы нейрокоррекционная деятельность приносила такие результаты, специалист должен обладать достаточными знаниями для составления правильной программы и подбора правильных заданий.

Таким образом, детская нейропсихология способна скорректировать развитие ребенка, направить его психоэмоциональное и интеллектуальное развитие на верный курс.

Что такое нейропсихология? Узнайте об этом из видео: