Что относится к видам общения в психологии?

Без общения немыслима человеческая жизнь. Люди контактируют друг с другом, часто не задумываясь о том, насколько сложный и многоплановый этот процесс.

Однако усилиями психологов были выделены его компоненты, оно было классифицировано по видам, типам, формам и уровням. Что же такое общение в психологии? По каким признакам оно классифицировано?


Общение как особый вид деятельности

Общение как особый вид деятельности в психологии

Общение , это процесс межличностного взаимодействия, посредством которого его участники достигают определенных целей или же удовлетворяют их социальные потребности.

На основе такого взаимодействия строятся межличностные отношения, а также происходит обмен опытом и знаниями, необходимой для различного рода деятельности информации.

Цели общения могут быть разные , изменение поведения и мотивации, обмен мыслями, взглядами, эмоциями или нейтральной информацией, также мотивом общения может выступать и сам его процесс, который не подразумевает какого-то определенного результата.

Компоненты: кратко

Что относится к компонентам общения? Психологом Г. М. Андреевой было предложено разделение общения на следующие компоненты, независимо от того, какие функции оно выполняет и какие цели преследует:

  • коммуникативная сторона , обмен информацией между участниками,
  • интерактивная сторона , взаимодействие участников,
  • перцептивная сторона , взаимопонимание между участниками.

Общение любого типа содержит в себе одну или все перечисленные компоненты.

Какое бывает?

Схема:

Какое оно бывает?

Общение бывает следующих типов:

  1. Межличностное. В данном случае участники общаются в неформальной обстановке. На коммуникацию не влияют социальный статус или занимаемая должность, она носит личный характер.
  2. Функционально-ролевое. Такое общение регламентировано социальными ролями его участников , например, руководитель и подчиненный, воспитатель и ребенок, продавец и покупатель.

В процессе коммуникации общение может переходить от функционально-ролевого к межличностному и наоборот. Такое его свойство часто используется в деловой сфере.

Классификация видов: таблица

Какие виды общения существуют? Каждый человек использует различные виды общения в своей жизни. Их классификация происходит по различным критериям. Выделяют следующие основные виды общения:

Критерии классификации

Виды общения и их характеристика

Примеры общения

Виды общения по содержанию

Материальное. Участники коммуникации взаимодействуют между собой с целью получения материальной выгоды, каких-либо предметов, продукции трудовой деятельности.

Покупка товара в магазине.

Когнитивное. Коммуникация с целью передать или получить какую-либо развивающую информацию, необходимую для познания и самосовершенствования.

Общение ученика на уроке с учителем.

Деятельностное. Обмен участников навыками или умениями.

Коммуникация с тренером в спортзале.

Мотивационное. Передача стимулов и побуждений к какой-либо деятельности.

Мотивирующие тренинги в маркетинговых компаниях.

Кондиционное. Намеренное воздействие на психологическое состояние для достижения какого-либо определенного результата.

Общение афериста с жертвой.

Виды общения по целям

Биологическое. Общение для удовлетворения биологических потребностей.

Общение с целью получения сексуальной разрядки.

Социальное. Общение для удовлетворения социальных потребностей человека.

Выступление поэта перед публикой с целью получить всеобщее признание.

По средствам выражения

Вербальное. Коммуникация при помощи речи.

Любое общение, подразумевающее прямую речь.

Невербальное. Общение языком тела. Может выступать и в качестве самостоятельных элементов коммуникации, и как дополняющее виды речевого общения.

Жесты, позы, мимика, наклоны тела.

По участникам коммуникации

Межличностное. Подразумевает прямой контакт его участников.

Разговор тет-а-тет на личные темы.

Лично-групповое. Коммуникация с каждым из участников группы.

Совещание руководителя с подчиненными.

Межгрупповое. Коммуникация нескольких групп людей. Может носить как мирный, так и конфликтный характер.

Этническая вражда.

По средствам передачи информации

Опосредованное. Коммуникация с привлечением технических средств.

Переписка по мессенджеру, при помощи электронной почты или через общего знакомого.

Непосредственное. Коммуникация двух участников, находящихся в непосредственной близости друг с другом.

Разговор тет-а-тет.

По времени

Кратковременное. Непродолжительная по времени коммуникация, как правило не подразумевающая повторного контакта.

Разговор с кассиром в билетной кассе.

Длительное. В процессе коммуникации участники не только обмениваются необходимой информацией, но и познают друг друга. Предполагают непрерывные или периодически прерывающиеся контакты.

Общение молодого человека и девушки, которые собираются связать себя узами брака.

Также есть три вида общения, которые не подходят под перечисленные выше критерии:

    Классификация видов общения: таблица
  1. Воспитательное. Целенаправленное воздействие на другого человека с целью достигнуть определенных результатов. Пример , воспитание ребенка в детском саду.
  2. Диагностическое. Коммуникация с целью формирования мнения или получения требуемой о собеседнике информации. Например, опрос пациента врачом с целью постановки диагноза.
  3. Интимно-личностное. Коммуникация близких или родных людей, имеющих большой уровень доверия друг к другу. Например , отца и сына, родных братьев или сестер.

Вышеперечисленные виды общения , это только часть его разделения по тем или иным качествам и признакам.

Существует еще множество взглядов и мнений психологов о классификации согласно их собственным преставлениям о данном процессе.

Формы

Существуют следующие формы речевого общения:

  1. Монологическая. Уровень общения, признаком которого является монологическая речь. На фоне активности одного участника ярко выражена пассивность другого. Пример , чтение студентам лекции преподавателем.
  2. Основные формы

  3. Диалоговая. В коммуникации равноценно участвуют все ее участники. Пример , любой диалог.
  4. Полилогическое. Многостороння коммуникация, для которой характерна борьба между ее участниками за право своего участия. Пример , политическое телешоу, в котором выступают одновременно несколько участников, обсуждающих какой-либо спорный вопрос.

Есть и другие взгляды психологов на формы общения. Например, формы общения дошкольников и их родителей при педагогической деятельности по М. И. Лисиной:

Формы общения дошкольников со взрослыми:

  1. Ситуативно-личностная форма общения. Данная форма характерна для младенчества. В ее основе лежит эмоциональный контакт ребенка со взрослым, когда игрушки для дошкольника остаются еще на втором плане. Совместно со взрослым, выполняющим роль руководителя, учителя, наставника ребенок может выполнять более сложные действия с различными предметами.

    При этом именно коммуникация со взрослым остается главной потребностью дошкольника.

  2. Внеситуативно-познавательная форма общения. Такая форма возникает, когда внимание ребенка выходит за рамки существующей ситуации , например, определенной игровой деятельности, и он проявляет инициативу в стремлении познать окружающий мир. При этом основным источником знаний для ребенка остается взрослый человек.
  3. Формы общения дошкольников

  4. Внеситуативно-личностная. Данная форма предполагает коммуникацию со взрослыми в различных ситуациях. Имеет огромное значение в подготовке дошкольников к школьному обучению, так как, если ребенок не сможет достигнуть умения правильно взаимодействовать со взрослыми, признавать их авторитет, то фактически это будет означать отсутствие психологической готовности к обучению в школе.
  5. Ситуативно,деловая. Стремясь с возрастом к самостоятельности, ребенок, тем не менее, вынужден обращаться ко взрослому в процессе познания окружающего мира. Данная форма общения подразумевает взаимодействие дошкольника и взрослого в процессе познавательной деятельности ребенка.

Формы общения дошкольников со сверстниками:

  1. Эмоционально-практическая. Обусловлена тем, что к двухгодичному возрасту у ребенка возникает потребность во взаимодействии со своими сверстниками в его деятельности.

    Коммуникация в это время происходит посредством жестов и мимики.

  2. Ситуативно-деловая. Возникает примерно к 4 году жизни ребенка. В данное время в деятельности дошкольника преобладают сюжетно-ролевые игры, действия все больше принимают коллективный характер. Потребность в данной форме коммуникации выходит практически на первый план во взаимодействии ребенка с его окружением.
  3. Формы общения дошкольников со сверстниками

  4. Внеситуативно-деловая. Заключается в коммуникации со сверстниками с целью планирования взаимодействия. Носит внеситуативный характер. В это время возникает повышенный интерес к личности собеседника, а главным средством коммуникации становится речь.

Формы коллективного общения. В процессе своей деятельности воспитателям требуется освещать свою деятельность, сотрудничать с родителями детей, в связи с чем выделяются следующие формы коллективного общения:

  1. Общие родительские собрания. На собраниях координируются действия воспитателей и родителей по воспитанию детей, выносятся вопросы образования, оздоровления и проблемы воспитания.
  2. Родительская конференция. Данная форма взаимодействия отличается от собрания тем, что на конференции присутствуют представители общественности , врачи, педагоги-психологи и другие, что позволяет затронуть более обширную область вопросов в воспитании, поведении и здравоохранения детей.
  3. Групповые собрания родителей. На них родители могут более подробно ознакомиться с методами воспитания детей.

Уровни

Уровни по Добровичу

Различными психологами представлена своя классификация общения по уровням.

Под самим уровнем подразумевают проявления поведения, по которым можно судить о воздействии одного участника коммуникации на другого, а также об их взаимодействии.

Уровни общения по Добровичу:

  1. Примитивный уровень. Упрощенная, несложная коммуникация.
  2. Манипулятивный уровень. При такой коммуникации один из ее участников стремится воздействовать на своего партнера с целью достижения определенных результатов.
  3. Стандартизированный уровень. Также известен под названием &#171,контакт масок&#187,. При этом один или оба партнера скрывают свое истинное состояние, образно выражаясь , надевает маску.
  4. Конвенциональный уровень. Обусловлен правилами коммуникации, которые стремятся соблюдать ее участники.
  5. Игровой уровень. Данный уровень характерен стремлением произвести на партнера впечатления.

    Как правило, при этом присутствует желание продолжать взаимодействие в дальнейшем.

  6. Деловой уровень. На первом плане при данном уровне коммуникации стоит взаимодействие и компетентность в решении тех или иных вопросов, достижении определенных целей.
  7. Духовный уровень. При таком уровне коммуникации ее участники получают моральное удовлетворении от процесса их взаимодействия.

Уровни по Андриенко

Е. В. Андриенко представил в своих работах такие уровни общения:

  1. Фактический уровень. Подразумевает обычный обмен репликами без особого интереса собеседников к теме разговора. Сам разговор не содержит глубокого содержания, происходит автоматически.
  2. Информационный уровень. На таком уровне коммуникации происходит обмен значимой для ее участников информацией, которая необходима для осуществления деятельности какого-либо рода. Возможен как при межличностном, так и при деловом общении.
  3. Личностный уровень. Также называется духовным. Данный уровень характерен постижением субъекта своего партнера. Возникает в ситуациях, когда у человека появляется чувство озарения, счастья, любви.

Изучение процесса общения представляет интерес в связи с тем, что необходимо постоянно повышать его эффективность.

Благодаря этому человек будет способен более эффективно достигать поставленных целей, а также испытывать меньше неудобств, связанных со сложностями в коммуникации с окружающими людьми.

Виды общения в психологии: