Диагностика детского коллектива: социометрия для младших школьников

Одной из эффективных методик оценки связей внутри различных коллективов является социометрия.

Этот способ изучения находится на стыке двух наук: психологии и социологии.

Психология дала этому методу теоретические и практические основы поведения и психологии людей, а социология внесла модели и закономерности общественных взаимоотношений.


Применение социометрии находят как в детских организованных и неорганизованных коллективах, так и в профессиональной области в рабочем коллективе и даже в более крупных масштабов отдельных этнических групп.

Из истории

Из истории возникновения

Социометрия имеет давнюю историю развития.

Во время первой мировой войны в лагере австрийских беженцев психолог Венской академии Якоб Морено отметил, что распределение беженцев по группам имеет свои закономерности.

В частности более эффективно взаимодействуют люди с одними религиозными взглядами, одной национальности, одной географической зоны.

Эти наблюдения позволили ученому сформулировать предположение о предпочтительности при организации коллектива, а также влиянии такой общности на его деятельность.

Морено предложил разделять беженцев по таким категориям для более успешной и быстрой реализации практических трудовых задач в лагере. Так родилась методика социометрия, которая позволяла выявить такие закономерности распределения и ту базу, на которой они реализуются.

Американский ученый и психолог Дж. Морено активно разрабатывал данную методику и внедрил использование метода диагностики социометрии для младших школьников в начальной школе, а также для взрослых.

Что это такое?

Что это такое и для чего нужно?

Социометрия изучает взаимоотношения в небольших по численности участников группах.

Это объясняется неформальностью таких образований, а значит произвольным распределением ролей и особенностей отношений.

Нельзя сказать что большие группы будут исключением для этого метода, однако он будет наиболее трудно организуем.

Социометрическая методика базируется на следующем:

  1. Коллектив организуется на основании общности интересов и направленности деятельности.
  2. Внутри группы имеется распределение ролей.
  3. Выделяют как лидирующие позиции, так и роли изгоев или парий, которые также вносят вклад в функционирование группы.
  4. Устойчивость компании определяется взаимосвязями между членами этой компании, построенный на принципах авторитетности и целенаправленности.
  5. В группе существуют сови неписаные правила поведения, которые реализуют характер взаимосвязей (положительные или отрицательные).

Социометрическая методика применяется для:

  1. Составление психологической характеристики группы или коллектива.
  2. Выделения ролей в коллективе.
  3. Установления устойчивости или неустойчивости группы во времени.
  4. Оценки характера межличностных связей.
  5. Оценки степени эффективности деятельности группы.
  6. Разработки методов коррекции деятельности группы.
  7. Что это такое и на чем базируется?

  8. Изучения характера связей группы с другими общественными формами объединения.

Социометрическая методика является важным вспомогательным инструментом при работе с детскими школьными коллективами, поскольку позволяет эффективно направить воспитательную и обучающую часть образовательного процесса.

Разновидности

Социометрические методики делят по критерию выбора на параметрические и непараметрические.

При непараметрических способах человеку при тестировании не ограничивают число вариантов выбора, что наиболее полно отражает его отношение к другим членам коллектива. Но при этом повышается степень ошибки при анализе результатов.

В параметрическом способе варианты ограничены, что уточняет результаты, однако не дает полноценной картины взаимосвязей.

Непараметрический способ используется в небольших группах до 20 человек. Параметрический способ позволяет проводить исследования в больших коллективах с большой степенью достоверности результатов.

Разновидности методики

Также есть возможность проделать это и в маленьких коллективах, но тогда число ограничений уменьшится.

Ограничение на количество вариантов выбора называется социометрическим ограничением или лимитом.

Этот параметр является элементом стандартизации получения информации и играет большое значение при статистической обработке данных.

Кроме того социометрические методики делят на:

  • коммуникативные,
  • гностические,
  • ролевые,
  • двойные,
  • одинарные.

По способу обработки информации социометрические методики также классифицируются. Выдача данных может быть направлена на специфику целевых данных: характер связей или уровень чего-либо.

При этом применяются:

  1. Матричный способ , построение наглядных таблиц, которые позволяют проследить структуру и функциональные связи.
  2. Графический , применение различных графических инструментов, отражающих характеристику связей и свойств коллектива (графики, диаграммы и так далее).
  3. Индексный , отражает степень или уровень процесса или качества личности, давая ему сравнительную и количественную оценку.

Разновидности: цветовая проективная социометрия

У детей успешно применяется цветовая проективная социометрия.

Этот метод основан на выражении личного приятия или неприятия посредством цветовой характеристики.

В детском возрасте цветовосприятие формируется и активно используется детьми при взаимодействии с обстановкой и друг другом.

При проведении предлагается присвоить каждому члену группы определенный цвет. Список цветов определяется заранее на основе классификации их по степени привлекательности для ребенка.

Таким образом устанавливается эмоциональное отношение каждого участника коллектива к другим участникам группы.

Этапы исследования

Социометрическая методика имеет типовое содержание и называется социометрическим опросом. Этот опрос проходит в несколько этапов. Первым является подготовительный.

В это время исследователь определяется с составом исследуемого коллектива, количеством участников и формой проведения опроса, а также целями и средствами.

Важно при этом составить адекватную целям и задачам анкету и определить способ реализации анкетирования: устный или письменный.

Этапы исследования коллектива

Следующий этап называется установлением контакта.

Важно ознакомить группу с проведением исследования, войти в доверие и расположить участников.

Не следует при этом акцентировать внимание на целях исследования, чтобы получить максимально достоверные результаты.

Не нужно объяснять распределение ролей в группе и принципы выявления этого распределения, поскольку испытуемые могут скрыть информацию или представить в ложном свете. После этого начинается этап сбора данных выбранным методом.

Желательно при этом проводить опрос если предполагается устная беседа с каждым участником наедине.

После сбора данных наступает фаза обработки в виде математического или статистического анализа. Затем формулируются результаты и заключение: об эмоциональном фоне коллектива и так далее в соответствии с целями.

Подготовительный

При разработке так называемой программы опроса нужно определиться со следующими параметрами:

  1. Целью исследования , на что вы хотите направить максимальное внимание.
  2. Задачами , расшифровать цель в несколько пунктов.
  3. Критериями оценки , какие стороны функционирования коллектива собираетесь оценить (отношение к лидеру, ролевое распределение).
  4. Вопросы анкетирования, которые будут раскрывать критерии.
  5. Наличие или отсутствие социометрических лимитов.
  6. Предполагаемый размер коллектива или группы.

Подготовительный этап

В подготовительном этапе также важно собрать информацию о группе из других источников: если это детский коллектив, то расспросить родителей, педагогов.

Это позволит более объективно оценивать ситуацию.

Также составляются социометрические карточки. Эти карточки представляют собой сборный вариант документа, структурирующего весь ход работы. Она состоит из:

  1. Инструкций для испытуемых , здесь включена информация о предполагаемом исследовании и приблизительных целях, адаптированных для участников в соответствии с требованиями максимальной понятности и достоверности получаемых результатов.
  2. Вопросов исследования , анкета, составленная заранее.

Анкетирование

Вопросы анкеты должны выразить отношение субъекта к себе и к другим членам коллектива.

При этом они должны соответствовать определенному критерию по содержанию, то есть характеристик той или иной связи, а также по силе.

По силе выделяют сильные и слабые критерии. Слабые выражаются в вопросах, которые отражают настоящую ситуацию , кто из членов группы вызывает симпатию, а кто наоборот.

А сильные являются больше гипотетическими, но также предполагающими выбор в совершенно новых, порой экстремальных условиях. К примеру этому критерию соответствует такой вопрос: кого бы ты выбрал компаньоном, если бы группа распалась.

Вопросы для анкетирования:

    Анкетирование: вопросы
  • &#171,С кем из группы поддерживаются близкие отношения?&#187,,
  • &#171,С кем из группы поддерживаются формальные отношения?&#187,,
  • &#171,Кого бы определили лидером и почему?&#187,,
  • &#171,Кто является аутсайдером?&#187,,
  • &#171,Кого бы выбрали в роли напарника по выполнению задачи или решения проблемы?&#187,,
  • &#171,Кого из участников пригласили на семейное торжество?&#187,,
  • &#171,С кем из участников отношения ухудшились?&#187,,
  • &#171,С кем чаще всего возникают конфликты?&#187,,
  • &#171,Кто помогает в решении конфликтных ситуаций?&#187,,
  • &#171,Кому из членов коллектива доверили бы секретную информацию?&#187,,
  • &#171,Чье мнение в коллективе может стать для вас решающим?&#187,.

Это примерный список вопросов с разной степенью силы критерия.

Если при этом ограничить число ответов до нескольких вариантов мы получим социометрическую параметрическую методику, а если ограничений нет, то непараметрическую.

Результаты и выводы

Дж. Морено предложил в качестве оценки результатов использовать социограммы. Они представляют собой графическое изображение ролевой идентификации группы в виде круговых фигур.

В центре помещается наиболее предпочтительная фигура или личность по результатам опроса. Чем дальше от центра тем менее популярен этот индивид в группе. Таким образом можно не только оценить роль каждого члена, но и отношение к нему остальных участников.

Обработка результатов и выводы

Социограммы при этом могут быть коллективными, а могут являться индивидуальными.

Коллективные характеризуют взаимоотношения группы вцелом, между всеми ее участниками, индивидуальные позволяют проанализировать отношение каждого отдельного субъекта.

Социометрические матрицы также являются частым инструментом оценки результата, при этом данные вносятся в таблицу. Данный способ является достаточно наглядным и чаще используется в параметрических методиках с ограниченными вариантами ответов.

Социометрический тест для учеников 5-8 классов.

Пример

Социометрические методики успешно применяются в школьных коллективах, поскольку эффективно характеризуют отношения в детском возрасте.

При этом вопросы анкетирования адаптируют под потребности ребенка (отсутствие строгих профессиональных задач как варианта из вопросов и так далее).

Для оценки результатов чаще применяют матричные или графические способы, поскольку в школьном возрасте наиболее четко выделяются роли лидеров и аутсайдеров, что оказывает выраженное влияние на развитие детской психики.

Пример проведения

Пример проведения социометрической методики в школьном коллективе , выявление лидера в классе. В состав вопросов включить:

  • &#171,Кого ты считаешь лидером?&#187,,
  • &#171,К чьему мнению прислушиваются другие ученики?&#187,,
  • &#171,Кого чаще других приглашают на внеклассные мероприятия?&#187,,
  • &#171,Кого из группы ты бы пригласил в гости или на праздник?&#187,,
  • &#171,К кому из группы ты бы обратился за помощью?&#187,.

На основании полученных ответов, которые следует ограничить 1 вариантом при количестве участников 5-7 человек составляется социограмма , в центре фигура, наиболее часто звучавшая в ответах.

Далее от центра к периферии члены коллектива по мере убывания. Таким образом выстраивается иерархическая концепция группы и выделение в ней лидера.

Социометрические методики эффективно позволяют оценить групповое взаимодействие и оценить микроклимат в коллективе.

Проведение этого способа не требует больших затрат и легко реализуется на практике.

Исследование межличностных отношений в коллективе методом социометрии: