Известные всему миру психологические эксперименты над людьми

Психологические эксперименты над людьми являются самыми популярными и эффективными методами познания закономерностей протекания психических процессов.

Наиболее интересные и яркие из таких опытов вошли в историю.


Сущность и задачи

Сущность и задачи метода

Психологический эксперимент , это опыт, который проводится в специально созданных условиях, с целью получения необходимых данных по исследуемому психологическому явлению.

Это наиболее популярный метод познания объекта, который позволяет проверить на практике имеющуюся у исследователя гипотезу.

Объектом в данном случае выступает конкретный индивид или группа людей, подвергающихся испытанию. Исследователь занимает активную позицию, поскольку именно он определяет условия проведения опыта, управляет процессом, оказывает влияние на сознание испытуемых.

Характерные черты метода:

  • по ходу исследования можно изменять стартовые условия с целью выявления новых закономерностей,
  • специалист имеет возможность определять четкие сроки проведения процедуры, устанавливать ее начало и конец,
  • эксперимент можно повторять несколько раз,
  • метод эффективно сочетается с другими типами психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и т.д.

Основная задача психологического эксперимента , найти связь между реакцией испытуемого на определенную ситуацию и внутренними процессами, которые протекают в его сознании в момент внешнего воздействия.

Полученные результаты позволяют исследователю получить информацию об особенностях личности конкретного человека и выявить некоторые общие закономерности протекания психических процессов в предлагаемых обстоятельствах.

Сущность и задачи процедуры

Процедура состоит из двух этапов:

  1. Определение цели. На этом этапе происходит постановка задачи и разработка плана решения этой задачи.
  2. Активные действия. Исследователь целенаправленно создает ситуацию, в которую погружает объект.

Эффективность опыта напрямую зависит от того, насколько тщательно проработан его план и насколько профессионально действует исследователь.

Популярные эксперименты: описание

Некоторые эксперименты над людьми оказались настолько смелыми и даже шокирующими, что вошли в историю психологической науки. Мы представим их вам кратко.

Либета

Американский психолог Бенджамин Либет доказал, что в головном мозге потенциал готовности к совершению того или иного движения возникает за доли секунды до совершения этого движения.

Испытуемым было предложено в любой момент времени пошевелить правой или левой рукой. Они могли сами спонтанно определять тот момент, когда указанное движение будет совершено.

К их рукам были прикреплены специальные датчики, которые должны были распознать момент получения мозгом сигнала о намерении человека совершить движение.

Бенджамина Либета

Также участники получали в распоряжение часы, по которым могли увидеть точное время движения рукой.

В ходе эксперимента было выявлено, что получение мозгом сигнала происходило за считанные доли секунды до того, как движение будет совершено.

То есть потенциал готовности возникает молниеносно перед физическим действием.

Стэнли Милгрэма

Психолог Стэнли Милгрэм стремился выявить степень подчинения (повинуемости) людей авторитетам. Результаты исследования превзошли ожидания всех специалистов, в том числе и самого Милгрэма.

В каждом опыте участвовало три человека, исполняющие роли &#171,ученика&#187,, &#171,учителя&#187, и &#171,экспериментатора&#187,. Последний брал на себя ответственность за проведение процедуры и являлся авторитетным лицом для &#171,ученика&#187, и &#171,учителя&#187,, выступающих в роли испытуемых.

&#171,Учителем&#187, был человек, над которым проводился эксперимент. В роли &#171,ученика&#187, выступал актер, но это не было известно его оппоненту. То есть &#171,учитель&#187, считал, что роль &#171,ученика&#187, играет такой же испытуемый, как и он.

&#171,Учитель&#187, должен был давать несложные математические задания своему подопечному. Каждый раз, когда тот отвечал неправильно, &#171,учитель&#187, нажимал специальную кнопку. Экспериментатор объяснял, что после нажатия кнопки &#171,ученик&#187, получает разряд тока.

Опыт Стэнли Милгрэма

В подтверждении его слов актер каждый раз после нажатия кнопки изображал, что испытывает болевые ощущения.

На просьбы &#171,учителя&#187, прекратить страдания &#171,ученика&#187, экспериментатор отвечал, что ситуация находится под его контролем и он полностью отвечает за последствия.

Каждый последующий неправильный ответ приводил к тому, что &#171,ученик&#187, испытывал все большие страдания, так как сила электрического разряда увеличивалась. В реальности этого не происходило, но крики и мольбы актера о пощаде производили на &#171,ученика&#187, убеждающее воздействие.

В результате исследования были получены шокирующие результаты , подавляющее большинство испытуемых не прекращали нажимать на кнопку несмотря на все страдания &#171,ученика&#187, и даже не отдавали себе отчет в том, почему они причиняют боль другому человеку по распоряжению третьего лица.

Никаких наказаний или поощрений им обещано не было. Милгрэм сделал выводы о том, что любой взрослый человек, движимый указаниями авторитетной для него личности, может зайти очень далеко в своих поступках.

Филиппа Зимбардо

Американский психолог доказал, что любой индивид способен на крайнюю жестокость.

Тюремный эксперимент Зимбардо проводился в подвале Стэндфорского университета. Было отобрано 24 добровольца из числа обычных людей (мужчин), которые за денежное вознаграждение согласились стать на две недели обитателями импровизированной тюрьмы.

Мужчины были разделены на две группы: заключенные и надзиратели. Первые находились в камерах, носили робы на голое тело без белья, имели специальный отличительный знак в виде цепочки и порядковый номер. Обращались к ним не по именам, а исключительно по порядковому номеру.

Эксперимент Филиппа Зимбардо

Запланированный на две недели эксперимент пришлось прекращать уже на шестой день, поскольку &#171,надзиратели&#187, стали вести себя предельно жестоко по отношению к испытуемым: унижения, оскорбления, сексуальные домогательства и т.д.

Сам Зимбардо вжился в роль начальника тюрьмы Стэнфорда и ситуация практически вышла из-под контроля.

Эксперимент показал, что дремлющие в людях садистские наклонности обязательно находят выход в критической ситуации.

С куклой Бобо

Данное исследование было направлено на выявление зависимости между наблюдаемыми детьми моделями агрессивного поведения и демонстрируемым ими в дальнейшем аналогичным поведением.

В эксперименте участвовали дети младшего возраста, посещающие детский сад при Стэндфорском университете.

Во время исследования одна группа детей наблюдала, как взрослый человек проявляет агрессию по отношению к кукле, находящейся в комнате. Вторая группа детей не наблюдала негативного поведения взрослого.

В дальнейшем дети, остававшиеся в комнате с различными игрушками и куклой, демонстрировали различное поведение. Малыши из первой группы проявляли агрессию по отношению к кукле, в отличие от детей из второй группы.

Также было выявлено, что уровень физической агрессии мальчиков превышал аналогичный показатель у девочек.

Рингельмана

Исследования Рингельмана

Опыт французского исследователя Рингельмана помог выявить наличие зависимости между количеством людей в группе и уровнем производительности каждого из них.

Экспериментатором были подобраны люди для выполнения определенной физической работы: поднятие тяжестей, перетягивание каната.

И в первом, и во втором случае были получены одинаковые результаты , чем больше группа, тем ниже эффективность труда ее участников.

Например, каждый человек поодиночке поднимает предмет весом 50 кг, а два этих человека уже не могут поднять 100 кг.

Исследование позволило доказать гипотезу, что люди прилагают максимум усилий для достижения результата, если действуют самостоятельно.

Как только они становятся частью группы и начинают делить ответственность с другими участниками, уровень целеустремленности значительно падает.

Миннесотский

Психолог К. Лэндис провел в Миннесоте эксперимент, который позволил выявить закономерности отражения эмоций при помощи лицевых мышц.

Участникам исследования давали понюхать аммиак для появления чувства отвращения, посмотреть порнографические картинки для возбуждения, послушать музыку для удовольствия и т.д. Каждый раз выявлялись определенные закономерности выражения эмоций при помощи мимики на лице.

Особый интерес вызвала реакция людей на требование экспериментатора отрезать голову крысе. Изначально многие испытуемые наотрез отказывались совершить подобный поступок, но в итоге все до одного выполнили распоряжение.

Это в очередной раз доказало, что люди под сильным давлением авторитетной личности способны совершать поступки, которые в обычной жизни они бы ни за что не совершили.

Музафера Шерифа

Работа Музафера Шерифа

Музафер Шериф проводил исследования, нацеленные на выявление феноменов группового взаимодействия.

Студенты Колумбиского университета помещались в одиночестве в темную комнату и наблюдали за недвижимой светящейся точкой.

Человеческий глаз воспринимает светящийся в темноте объект как подвижный, поэтому студентам предлагали сделать вывод о скорости перемещения этой точки в пространстве. Молодые люди оглашали свои результаты.

В течение двух дней они помещались в комнату с несколькими другими участниками, которые также предварительно проходили испытание в одиночестве. Во время группового наблюдения за точкой участники давали иные ответы, согласованные с другими людьми.

Эксперимент доказал, что при работе в группе и при отсутствии достоверных данных об объекте люди прислушиваются к окружающим и могут менять свое мнение под их влиянием.

Леона Фестингера

Фестингер разработал теорию самооправдания, в основе которой лежит желание человека достигнуть некоторой внутренней согласованности.

Если имеет место несоответствие внутренних установок личности и ее реального поведения, то возникает потребность в поиске оправдания своих поступков. Как только это оправдание находится, личность достигает состояния удовлетворения.

Для подтверждения данной теории был проведен эксперимент. Испытуемым нужно было выполнить несколько заданий, которые отличались крайне монотонностью. В процессе данной деятельности люди испытывали скуку и раздражение.

Эксперимент Леона Фестингера

Затем исследователь просил их рассказать следующему испытуемому, ожидающему своей очереди, что его ждут очень интересное и увлекательное занятие.

За подобную ложь одним участникам исследования предложили вознаграждение в размере 1 доллара, а другим , в размере 20 долларов.

Как и ожидал Фестингер, существенная сумма вознаграждения стала достаточным внешним оправданием лжи и поэтому испытуемые объективно оценили свою деятельность как скучную. Потребность в уменьшении когнитивного диссонанса у них отсутствовала.

Маленький Альберт

Американский психолог Джон Уотсон выявил факт формирования фобий у детей по отношению к любым предметам или явлениям при негативном внешнем воздействии.

В качестве испытуемого был выбран девятимесячный сирота Альберт. В течение некоторого времени испытуемому демонстрировали белую крысу и давали с ней играть. Параллельно показывали предметы, внешне схожие с животным , вата, белый кролик и т.д.

Затем при каждом контакте ребенка с крысой раздавался резкий удар молотком о металл. Эти звуки пугали и нервировали мальчика.

Постепенно тот начал бояться крысы, поскольку ее образ ассоциировался с неприятными ощущениями. Одновременно сформировался страх и перед ватой, кроликом и другими белыми предметами, похожими на источник переживаний.

Эксперимент подтвердил, что фобии зарождаются в раннем детстве под влиянием внешних факторов и сохраняются во взрослом возрасте. Альберта всю жизнь сопровождал необоснованный страх перед белыми крысами.

Джеймс Роджерс

Джеймс Роджерс и его методы

Массачусетский эксперимент Д. Роджерса закончился тем, что исследователя приговорили к смертной казни за шарлатанство и бесчеловечное отношение к пациентам.

Доктор придерживался мнения, что каждый человек может излечиться от своей паранойи.

Достаточно только довести ее до предельных значений. Например, Роджерс уверял больного, которому повсюду мерещились жуки, что так оно и есть: жуки заполонили весь мир.

Человек уходил с уверенностью, что с ним все в порядке. Постепенно он переставал акцентировать внимание на своих видениях и приходил в норму.

Соломон Аш

Соломон Аш (Эш) провел серию опытов, направленных на выявление степени зависимости индивидов от мнения окружения. В одном из исследований принимали участие группы студентов. Количество человек в группе , 7.

Из них только один студент был реальным испытуемым, а остальные 6 играли заданную им роль. Экспериментатор показывал группе карточку с изображением линии определенной длины. Затем демонстрировалась карточка, на которой были нарисованы три линии разной длины.

Одна из них была идентична первой линии, а две другие отличались. Сначала все участники сходились в своем мнении по поводу того, какой отрезок на втором изображении соответствует по длине первой линии.

Далее большинство начинало давать ответы, отличные от мнения единственного человека , испытуемого. Несмотря на его уверенность в том, что факт равенства отрезков очевиден, человек начинал демонстрировать признаки растерянности. Каждый раз, когда его ответ расходился с мнением большинства, он испытывал дискомфорт.

При этом по результатам нескольких исследований было выявлено, что не все люди склонны отказывается от своего мнения по поводу очевидных фактов под давлением социума.

Некоторые испытуемые упорно отстаивали свою позицию. Это свидетельствует о важности индивидуальных качеств личности и их влиянии на поведение человека в социуме.

Пиаже

Исследования Пиаже

Известный швейцарский психолог исследовал познавательные способности детей, а именно , восприятие количества и величины объектов при изменении их формы.

Эксперименты проводились над детьми 4-6 лет и старше.

Детям предлагалось соотнести два идентичных предмета. Например, наполненные водой вазы, бусы и т.д. Затем непосредственно на глазах у ребенка с формой предметов происходили изменения.

Например, вода из одной вазы переливалась в сосуд иной формы. Малыши должны были сказать, сохранилась ли количественная идентичность предметов или нет.

Дети в возрасте до 6 лет утверждали, что предметы стали разными. И это несмотря на то, что изменения происходили у них на глазах.

Пиаже сделал вывод, что дети до 6 лет находятся на том уровне развития познавательных способностей, когда в сознании не сохраняется информация о количестве и форме.

Итак, эксперименты над людьми позволяют выявить закономерности различных психических процессов и явлений. Некоторые запоминающиеся исследования в данной области вызвали многочисленные споры из-за нарушения их организаторами норм этики.

10 самых шокирующих психологических экспериментов: