Как самостоятельно развить эмоциональный интеллект: методики

Жизнь в социуме предусматривает не только понимание самого себя, но и окружающих людей.

Умение распознавать эмоции, чувства и реакции людей называют эмоциональным интеллектом.

Как и умственный, его можно развивать и тренировать.


Понятие EQ

Понятие EQ человека

Психологи утверждают, что человеком движет две силы: эмоции и разум.

Нередко эмоциональные переживания оказываются настолько сильными, что затмевают размышления разума.

Умение управлять собственными чувствами, понимать их и использовать в положительном ключе и есть эмоциональный интеллект , EQ.

Сюда же входит и купирование разрушительных эмоций, совладание с собой в стрессовых ситуациях и умение находить мотивацию для действий.

Однако в понятие EQ входит и взаимодействие с другими людьми. Так, понимание решений других людей, осознание сути отношений с ними и умение использовать собственные чувства при контакте с миром является основой развитого эмоционального интеллекта.

Интеллектуальные эмоции

Любая умственная деятельность человека провоцирует в его сознании соответствующую реакцию. Нет ни решения, которое не вызвало бы в человеке эмоциональную окраску ситуации.

Интеллектуальные эмоции , переживания человека, возникающие в процессе мышления, анализа ситуации и поиска правильного решения.

Интеллектуальные эмоции рождаются в процессе любой познавательной деятельности. Полученная из вне информация вызывает мгновенную реакцию сознания. Человек испытывает удивление, изумление, ощущение новизны и т. д.

Интеллектуальные эмоции - определение

К примеру, чувство удивления, возникающее после услышанной информации.

Получив информацию, сознание тут же начинает поиск рационального объяснения этой ситуации.

Стремление разгадать предложенную загадку и есть эмоция.

Не редко чувства человека путаются. Он находит несколько приемлемых путей решения и становится перед выбором. Чаще всего такой сложный процесс завершается чувством уверенности в собственном решении.

Интеллектуальные эмоции можно сравнить с более практичными чувствами человека. &#171,Добыча&#187, решения в сложной ситуации доставляет индивиду то же удовольствие, что и двигательная активность, например, добыча пищи.

Тем же эффектом обладают негативные эмоции. В запутанной ситуации человек испытывает злость, досаду, разочарование, точно как и в случае физического проигрыша.

Умение сдерживать собственные негативные реакции, желание предугадать исход действий и управление эмоциями отличает человека от животного.

Из чего состоит интеллект: структура и компоненты

Из чего состоит интеллект людей: структура и компоненты

В конце 30-х годов учеными была выдвинута теория наличия у человека не только логико-математического интеллекта (IQ), но и других его моделей. В 1983 понятие &#171,множественного интеллекта&#187, было изучено.

На основе полученных данных было выделено семь типов интеллекта, среди которых был и эмоциональный, он же межличностный , EQ.

Комбинация нескольких типов интеллекта позже использовалась как основа для первой модели интеллекта. Разработанная с участием Дэвида Карузо теория описывала эмоциональный интеллект человека, как умение идентифицировать собственные эмоции.

Учитывалось также умение анализировать реакции окружающих людей. На основе собственный и чужих чувств человек принимает решения, значилось в труде Карузо.

Также обозначалось умение контролировать свои чувства и использовать их.

Позже понятие эмоционального интеллекта было усовершенствовано, в результате чего были выделены четыре его компонента:

  1. Распознавание эмоций (своих и чужих), а также идентификация подлинных выражений чувств. Сюда входит и адекватная подача собственных переживаний социуму.
  2. Понимание источника эмоций. Умение находить причинно-следственные связи, способность идентифицировать источник эмоций, понимание совокупности некоторых ощущений.
  3. Использование эмоций. Умение применить эмоции для достижения целей, способность провоцировать чувства у других.
  4. Управление. Способность подавлять негативные переживаниями, умение справляться с высокоинтенсивными эмоциональными ситуациями.

Тест и диагностика

Тест и диагностика Холла

Как и в случае с умственным, эмоциональный интеллект имеет разные степени развития.

Для определения способностей конкретного человека применяют ряд тестов.

Самая распространенная сегодня методика была разработана Николасом Холлом. Тест подходит для оценки личности, а также самотестирования.

Как и при оценке умственного интеллекта, результатом теста Холла не станет единый балл. Тестирование состоит из 30 вопросов, результаты которых станут основой пяти характеристик.

Пять составляющих эмоционального интеллекта:

  1. Осознание текущего эмоционального состояния.
  2. Способность подчинять себе собственные эмоции.
  3. Умение провоцировать эмоциональный отклик у окружающих.
  4. Способность ощущать чужие переживания, проецируя их на себя , эмпатия.
  5. Умение использовать собственные чувства с целью достижения успеха.

По результатам теста выносится суждение о том, какой уровень интеллекта свойственен тестируемому. К примеру, о высоком уровне говорит умение четко выражать свои эмоции и понимание их сути.

Некоторые признаки низкого ЕИ:

    Тест и диагностика EQ
  • попытки скрыть собственные чувства,
  • неспособность нести ответственность за свои переживания,
  • упертость и жесткость в общении,
  • недостаток внимание и постоянное желание пребывать в центре событий,
  • пессимистичность, в том числе и проецируемая на окружающих,
  • страх перемены собственных убеждений.

Огромный вклад в изучение вопроса сделал Дэвин Гоулман, автор книги &#171,Эмоциональный интеллект. Почему он значит больше, чем IQ&#187,. Книга Д.Гоулмана помогает читателю не только понять суть ЕИ, но и развивать собственные способности.

Развитие способностей

Как повысить эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект не является постоянной величиной. По мере развития личности сменяется и коэффициент ее эмоциональности.

Эту способность можно развивать и самостоятельно. Как и сам эмоциональный интеллект, его развитие состоит из пяти этапов.

Оценка собственной эмоциональности

Оценка собственной эмоциональности: методики

Самопознание играет ключевую роль на начальном этапе развития личности.

Чтобы понять, в каком состоянии находится ЭИ, необходимо изучить собственную способность реагировать и испытывать чувства.

По мнению специалистов психологии, все пережитые человеком чувства становятся фундаментом для будущих ощущений. Именно поэтому важно осознавать корни испытанных ощущений.

Простыми словам, разобравшись в причинах испытанной злости, радости или досады, человек обретает способность контролировать их.

Если же индивид пережил ситуацию, но не разобрался в своих чувствах, испытанные эмоции будут возникать вновь.

Способы познать себя:

  1. Максимальная осознанность. Чаще фокусируйте сознание на сиюминутных ощущениях. &laquo,Почему я это чувствую?&raquo,, &laquo,Что положило начало этому ощущению?&raquo,.
  2. Фиксирование мыслей. Записывайте свои размышления после преодоленных трудностей. Позже анализируйте, что послужило помощником в решении, а что, напротив, мешало.
  3. Взгляд со стороны. Спросите близких, какими они видят вас. Не нужно оспаривать их точку зрения. Просто поймите их видение вас.

Контроль себя

Контроль себя: упражнения

Вторым шагом в развитии эмоционального интеллекта станет способность контролировать собственные ощущения.

Для этого понадобится рациональная оценка ощущений.

Обдумайте свои чувства и выстройте наиболее выгодную линию поведения. Поначалу в сложных ситуациях эмоции будут брать верх, но вскоре способность к самоконтролю усилится.

Справиться со вспышками собственных чувств поможет простой метод &#171,сосчитай до десяти&#187,. Обождите 10 секунд, прежде чем действовать, каким бы правильным ни казалось грядущее решение.

Умение сочувствовать

Сочувствие , способность чувствовать чужие переживания, как бы разделяя их с переживающим человеком. Третьим шагом на пути к развитию ЕИ станет &#171,со-чувствие&#187, , так называемая эмпатия.

Усилить собственное умение эмпатировать помогут такие советы:

  1. Внимательно слушайте. Конечно, человек не способен в полной мере ощутить переживания другого. Однако он может максимально проникнуться ситуацией. Важно дать оппоненту выговориться, не пытаясь его перебить и поправить.

    Простыми упражнениями станут обыденные разговоры. Высшим пилотажем можно считать умение слушать даже будучи несогласным с оппонентом.

  2. Перейдите в оппозицию. Сверните с натоптанной тропы и попытайтесь встать на место говорящего. Оправдайте его в собственных мыслях, пытаясь понять мотив его поступка.
  3. Понимание, а не знание. Не пытайтесь &laquo,подогнать&raquo, версию говорящего под свой опыт. Не стоит говорить &laquo,я знаю&raquo,. Важно прочувствовать ситуацию и сказать &laquo,я понимаю&raquo,.

Эти три упражнения помогут научиться &#171,со-переживать&#187, чувства оппонента, а не просто принимать их во внимание.

Поиск мотивации

Поиск мотивации: способы

Психологи называют мотивацию одной из составных частей эмоционально развитой личности.

Это своеобразный стержень, побуждающий человека решать сложные задачи с целью получения выгоды и опыта.

Постоянная тренировка этих сил формирует крепкую личность, умеющую ставить перед собой цели и достигать их.

Мотивационной целью может стать любое приятное индивидууму чувство. Предвкушение от достижения &#171,победы&#187, мотивирует человека на свершения. Целью может стать личная жизнь, карьерный рост или спортивные достижения.

Мотивированный человек берется за сложные дела, не боясь проигрыша. Он движим определенными приоритетами, поэтому его невозможно сбить с пути.

Чтобы тренировать мотивацию, психологи рекомендуют расписывать цели на бумаге. В деталях описывайте предстоящее событие, свою роль в нем и поступки, которых от себя ожидаете. Это и &#171,станет планом действий&#187, в конкретной задаче.

При этом не стоит ожидать лишь побед. Большой успех непременно состоит из удач и из провалов. Умение извлекать полезный опыт из неудач есть составляющая эмоционально развитого человека.

Социализация

Взаимодействие с окружающими , соприкосновение внутренних миров собеседников. Чтобы эти миры говорили на одном языке, важно понимать сигналы, которые адресуют нам люди. Эти сигналы редко бывают вербальными, поэтому важно уметь &#171,читать&#187, их по выраженным человеком чувствам.

Самым полезным тренингом по социализации считается разрешение разногласий. Человек, контролирующий себя в дискуссии, способен на максимально плодотворное взаимодействие.

Социализация: тренировка

Как тренировать социальные навыки:

  1. Разрешая конфликты в паре. Способность уладить спор в личных взаимоотношениях , обязательное условие гармоничной любви. Ситуации, где чувства предельно обострены, важно уметь слышать партнера и воспринимать его точку зрения.
  2. Беря тайм-аут. В конфликте (например на работе) важно знать, что обе стороны понимают причину разногласий. Остановите спор и предложите компромисс. Так вы поймете, чего на самом деле желает оппонент.
  3. Завершайте спор согласием. Даже если мнение негативно, важно в нем сойтись. Спор, окончившийся единогласным решением, считается завершенным.

Методики для детей

Разработана целая программа для развития эмоционального интеллекта у детей. Начинают тренинги в дошкольном возрасте. Программа &#171,Страна эмоций&#187, состоит из множества уроков. К примеру занятия, посвященные страху, состоят из таких блоков:

  1. Знакомство дошкольников с базовыми чувствами: страхом, радостью и т.д.
  2. Понимание страха и его купирование.
  3. Уменьшение чувства страха путем знакомства со &#171,страшными&#187, персонажами, сопереживания им с применением юмора.
  4. Трансформация негативных ощущений в приятные.

Чувства человека , огромная сила, способная как созидать, так и разрушать. Чтобы научиться взаимодействовать с собой и окружающими, важно понять природу собственных чувств и научиться их контролировать.

Как развить эмоциональный интеллект:

Читайте также:  Область применения и цель методики незаконченных предложений
Оцените статью
Информационный портал о здоровье человека, раздел медицины, изучающий функционирование почек и мочевыделительной системы