Какова структура и компоненты общения в психологии?

Человек находится в социуме, с которым вынужден контактировать, обмениваться знаниями, содействовать , то есть, общаться.

Что такое общение в психологии и какова его структура?


Понятие общения в психологии: кратко

Понятие и характеристика общения в психологии: кратко

Общение , это такая форма человеческой деятельности, которая приводит к возникновению контакта, обеспечивающего взаимный эмоциональный обмен между партнерами, а также характеризуется взаимодействием между ними.

В психологии существует множество определений общения, однако все их объединяют следующие качества:

  • общение может представляться, как отдельный вид человеческой деятельности,
  • оно может входить в разнообразную деятельность, как ее составляющие элементы,
  • оно является одной из различных форм взаимодействия людей.

Общение , это достаточно сложный процесс, подразумевающий установление и поддерживание контактов между людьми, а его многоплановость сделала необходимым структурирование его отдельных аспектов.

Какова его структура?

Что такое психологическая структура общения? Различные психологи выделяли разную структуру общения , совокупность элементов, складывающих в целом весь процесс общения.

Описание структуры может касаться и общих элементов, и в отдельности каждого из них.

Универсальной является структура общения, выделенная советским и российским психологом, профессором и членом РАО Галиной Михайловной Андреевой.

Какова его структура: описание

Она предложила выделить три структурных компонента процесса общения:

  • коммуникативная сторона , обмен информацией между людьми,
  • интерактивная сторона , взаимодействие между партнерами,
  • перцептивная сторона , взаимопонимание между участниками общения.

Все вместе они составляют процесс общения различных видов , социально ориентированного (например, лекции перед группой), предметно ориентированного (при профессиональной деятельности), а также личностного общения.

Компоненты и их характеристика

Передача информации

Как происходит передача информации?

Несмотря на достаточно простое определение , обмен информацией, данная сторона имеет ряд нюансов.

Известным психологом Выготским упоминалось, что мысль не бывает тождественна значению слов, ее выражающих.

Поэтому у общающихся должно быть сходное понимание и восприятие ситуации, что достигается посредством включения общения в какую-либо общую сферу деятельности.

Помимо этого, между общающимися могут возникать препятствующие коммуникации барьеры в виде различий, например, в религиозном или политическом плане, допускающих различную интерпретацию одного и того же события, различающегося мировоззрения и личностных качеств партнеров , например, застенчивости, недоверия, скрытности, замкнутости.

Углубляясь в структуру коммуникативного общения, можно обозначить два типа информации , побудительную (например, совет или приказ) и констатирующую (не предполагающую изменения в поведении).

Сама информация имеет такой качественный показатель, как убедительность.

При этом способствуют повышению доверия к передаваемой информации следующие факторы:

    Передача информации: компоненты
  1. Логика. Исходный посыл должен восприниматься человеком, как истина, а вся последующая информация логически вытекать из данного посыла. При этом, чем короче логическая цепочка выводов, тем убедительнее будет информация.
  2. Желаемость. Информация будет восприниматься не так критично, если она нравится человеку или же сообщающий ее партнер симпатичен собеседнику.
  3. Эмоциональность , убеждающая сила информации в порядке возрастания от рукописного текста, сообщения по радио, телевидения, публичного выступления, разговор тет-а-тет.
  4. Непосредственное участие собеседника.

    Если рассказчик имел непосредственное отношение к излагаемой им информации, она воспринимается менее критично.

  5. Ассоциативность. Несколько по отдельности убедительно звучащих высказываний будут еще более убедительны, если связать их единой логической цепочкой.
  6. Безразличие. Если воспринимающий информацию человек безразличен к ней, сила ее убедительности для него значительно снижается.

Информация любого вида передается посредством знаковых систем. Грубо их можно представить, разделив на вербальную и невербальную.

Вербальная информация подразумевает человеческую речь:

    Передача информации: способы
  1. Смысловое значение слов и составленных из них фраз. При этом важна точность употребленного слова, а также правильность составления фразы в целом.
  2. Звуки речи , темп речи (от замедленного, плавного до быстрого), тембр голоса (мягкий, бархатный), тон (низкий или высокий), а также дикция и интонационные особенности фразы.
  3. Выразительность речи , специфические звуки, выражающие эмоции , плач, смех, кашель, паузы в беседе и прочие.

Невербальную информацию можно представить жестами следующих типов:

  1. Иллюстрирующие , указывающие (вытянутый указательный палец), рисующие те или иные картины (вот такой высоты, вот такой ширины), кинетографы (движения всего тела), жесты-отмашки.
  2. Регулирующие , жесты, которые выражают отношение человека к чему-либо (например, кивание головой или отрицательное покачивание ей из стороны в сторону, улыбку и т. д.).
  3. Жесты-эмблемы, заменяющие различные слова в общении (например, помахать рукой в знак прощания).
  4. Адаптационные , жесты, подтверждающие контакт между общающимися (похлопывания по плечу, поглаживания, касания).

Взаимодействие

Процесс взаимодействия

Процесс общения представляется как взаимодействие людей, предполагающее какой-либо определенный результат.

Межличностное взаимодействие , это изменение в поведении одного контактирующего человека, как реакция на действия второго.

Интерактивная сторона общения , это структура, рассматривающая компоненты общения, связанные со взаимодействием людей при выполнении каких-либо задач.

Совместную деятельность лучше рассмотреть через призму возникающих в ее процессе конфликтов. В качестве разных реакций на конфликты выделили следующие стили поведения в подобных ситуациях:

  1. Уступка. При этом в процессе конфликта уступающий человек жертвует своими интересами для того, чтобы сохранить взаимоотношения со своим партнером, инициирующим конфликт.

    Данная позиция возможна, когда уступающий партнер не имеет шансов выиграть конфликт в прямом противоборстве, а долгосрочные перспективы общения для него важнее, чем решение данного конфликта в его пользу.

  2. Избегание. Это уход, уклонение от конфликта, при котором уклоняющийся партнер не высказывает своего мнения, жертвуя своими интересами, так как не имеет возможности выиграть конфликтную ситуацию.
  3. Взаимодействие в общении

  4. Борьба. Подразумевает открытое противостояние индивидуума противоборствующим сторонам конфликта. Данный подход возможен, когда решение конфликта в пользу индивидуума является очень значимым в данной ситуации. При этом для того, чтобы сохранить свои интересы, человек идет на открытую конфронтацию, использует давление и принуждение, а также все остальные возможности влияния на оппонентов.
  5. Взаимодействие. При этом стиле реагирования обеими сторонами определяются наиболее взаимовыгодные условия сотрудничества, разрабатываются такие подходы, при которых обе конфликтующие стороны окажутся в выигрыше.

    Возможен такой подход, у конфликтующих есть достаточно времени для разработки различных вариантов решений, а также при согласии обеих сторон выбрать подобный путь урегулирования конфликтов.

  6. Компромисс. В этом случае обе стороны уступают друг другу так, чтобы прийти к общему мнению. Данный стиль реагирования приемлем, когда нет выхода, кроме как пожертвовать интересами обеих сторон.

Восприятие

Восприятие информации

При общении особую важность составляет взаимопонимание партнеров.

Это означает не только понятие мотивов действия другого человека, но и разделение его общих целей и установок.

При этом между личностями возникают отношения, которые часто бывают взаимными , от симпатии и влюбленности до раздражения и неприязни.

Воспринимая другого человека, пытаясь расшифровать его мотивы, мы осознаем себя путем идентификации и рефлексии себя посредством другой личности.

Эмоциональная идентификация человеком самого себя с другой личностью, когда один человек ставит себя на место другого, называется эмпатией.

С восприятием другого человека могут возникнуть сложности при наличии следующих факторов:

  1. Наличие предубежденного отношения человека к тому или иному типу личности, что делает невозможным построение формата общения, основанного на реальном взаимодействии.
  2. Стремление как можно быстрее оценить того или иного человека, дать ему характеристику по первичным признакам , внешнему виду, манере речи.
  3. Впечатление на основе какого-либо частного поступка или свойства характера человека, которое затем переносится на человека в целом.
  4. Восприятие собеседника

  5. Проекция своих собственных качеств и эмоций на другого человека.
  6. Постоянство первичной оценки качеств человека, несмотря на изменение в его поведении.

Понятие структуры общения позволяет не только разделить ее на отдельные составляющие компоненты, но и лучше понять принцип построения взаимоотношений с человеком, а, значит, иметь возможность наладить более эффективное взаимодействие с ним и существенно повысить качество самого общения.

Место общения в системе отношений человека и структура общения: