Нарушение когнитивных функций что это такое?

Когнитивные нарушения относятся к числу самых распространенных неврологических симптомов. Возникновение таких расстройств указывает на наличие нарушений работы головного мозга.

В результате прогрессирования патологического состояния происходит изменение рационального познания мира.


Понимание вопроса, когнитивные нарушения , что это такое, будет легче, если предварительно изучить информацию о причинах таких расстройств и их симптоматике.

Понятие и определение

Основное понятие и определение

В широком смысле когнитивные нарушения представляют собой отклонения в функциях головного мозга человека, отвечающих за познавание, понимание, восприятие и осознание определенной информации, полученной из окружающей среды.

В некоторых случаях такие расстройства наблюдаются при наличии серьезных заболеваний неврологической этиологии.

Когнитивные нарушения могут быть связаны со следующими функциями головного мозга:

  • регуляция произвольной деятельности,
  • все виды памяти,
  • гнозис (отнесение предметов к определенной категории),
  • восприятие информации,
  • концентрация внимания,
  • интеллект,
  • речевая активность,
  • праксис (способность применять знания на практике),
  • психомоторная функция.

Дефицит или недостаточность

Когнитивная недостаточность или дефицит является формой утраты когнитивных функций.

Степень симптоматики зависит от скорости прогрессирования отклонения. В первую очередь когнитивная недостаточность отражается на оперативной памяти, скорости обработки полученной информации, концентрации внимания и способности быстро менять вид деятельности.

Когнитивный дефицит или недостаточность

При наличии критичного уровня нарушений возникает риск развития расстройства личности и дезадаптации человека в социальной и профессиональной среде.

Этапы когнитивного дефицита:

  1. Умеренные когнитивные нарушения (склонность к тревожно-депрессивным состояниям).
  2. Деменция легкой степени (в домашних условиях человек чувствует себя лучше, чем в коллективе).
  3. Деменция умеренной степени (нарушение повседневной активности, появление первых симптомов когнитивных нарушений).
  4. Тяжелая деменция (проявление основных симптомов когнитивных нарушений).

Список искажений

Когнитивные искажения представляют собой систематические ошибки в мышлении, возникающие при определенных ситуациях. Шаблонные отклонения или паттерны являются примером сложившегося на эволюционном уровне, ментального поведения.

Искажения такого типа могут возникать по причине необходимости адаптации к определенной ситуации или отсутствия конкретных навыков мышления.

Устранение данной проблемы является отдельным направлением в психотерапии и основным объектом в когнитивной психотерапии. Всего зафиксировано свыше 120 когнитивных искажений, разделенных на несколько групп.

Список искажений и ошибок

Искажения, имеющие связь с принятием решений и поведением в определенных ситуациях:

  • иррациональное усиление (привязанность к направлению, выбранному ранее),
  • амплификация (при составлении плана достижения цели вкладывается чрезмерное количество усилий),
  • подчинение авторитету (человек не способен руководствоваться собственным мнением и подчиняется конкретному лицу, которое считает авторитетом),
  • непринятие потери (расстройство от потери превышает радость от находки одного и того же предмета),
  • и пр.

Искажения, основой которых являются стереотипы:

  • эффект чрезмерной уверенности (человек в значительной степени переоценивает свои возможности и умения),
  • иллюзия кластеризации (наличие тенденции видеть схемы-образы там, где они отсутствуют),
  • каскад доступной информации (искажение представляет собой коллективную веру в факты, которые были озвучены многократно),
  • эффект телескопа (неправильная ориентация во времени, недавние события воспринимаются как далекие и наоборот),
  • иллюзорная корреляция (наличие ошибочной веры во взаимосвязь каких-либо событий или действий, которых нет на самом деле),
  • и пр.

Искажения, обусловленные социальной средой:

  • Список искажений мышленияэффект ореола (при восприятии человека ключевую роль играет один факт, например, привлекательная внешность связывается с идеальным характером),
  • искажение в пользу своей группы (человек прислушивается к мнению только тех, кого считает членом определенной группы),
  • искажение гомогенной оценки людей из другой группы (члены своей группы обладают более внушительным набором способностей и навыков, чем представители других групп),
  • иллюзия прозрачности (искажение в переоценке понимания другими людьми и завышение собственной способности понимать их),
  • и пр.

Искажения, причиной которых является нарушение памяти:

  • криптомнезия (в широком смысле искажение представляет собой ложное приписывание собственного авторства),
  • ретроспективное искажение (прошлые события фильтруются через реальность, ложное навязывание предсказуемости определенным ситуациям),
  • благодетель (человек возлагает на себя ответственность за благоприятные исходы событий и отрицает свое причастие, если итог стал отрицательным),
  • кажущееся постоянство (у человека откладывается в памяти определенные позиции окружающих людей, но при том он не допускает вероятности их изменения),
  • эгоцентрическое искажение (преувеличение прошлых результатов, события выглядят ярче, чем были на самом деле),
  • и пр.

Коротко о когнитивных искажениях, причинах их появления и классификации в этом видео:

Особенности развития у детей

Особенности развития нарушений у детей

К развитию когнитивных нарушений у детей в большинстве случаев приводит критичная нехватка витаминов в организме (при отсутствии врожденных заболеваний головного мозга).

Спровоцировать отклонения могут также последствия инфекционных заболеваний или отсутствия контроля рациона питания.

Риск нарушения когнитивных функций может возникнуть в период внутриутробного развития (самым распространенным фактором является гипоксия плода, приводящая к кислородному голоданию организма).

Особенности когнитивных нарушений у детей:

  1. Нарушение когнитивных функций головного мозга у детей может стать причиной дезадаптации ребенка в обществе (в детском саду, школе и пр.).
  2. Подобные нарушения является причиной отклонений в формировании речи, и спровоцировать снижение концентрации внимания.
  3. Эмоциональные нарушения могут стать причиной развития отклонений в навыках учебы и восприятия необходимой информации.

Причины возникновения

Одной из самых частых причин возникновения когнитивных нарушений считаются сосудистые заболевания головного мозга.

Возникнуть риск развития отклонений может в результате геморрагического его поражения, мультиинфарктного состояния, церебральной ишемии хронического типа или инфаркта стратегической локализации.

Причины возникновения и факторы риска

Определенные функции головного мозга начинают работать с нарушениями или полностью утрачивают себя.

Дополнительно спровоцировать когнитивные отклонения могут многочисленные факторы, касающиеся негативного воздействия внешней среды или прогрессирования конкретных патологий.

Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие факторы:

  • прогрессирование опухолей головного мозга,
  • серьезные отклонения в системе метаболизма,
  • нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и пр.),
  • недостаточность кровоснабжения головного мозга,
  • последствия черепно-мозговых травм,
  • ликвородинамические нарушения,
  • алкоголизм и наркомания (в запущенных стадиях развития),
  • нейроинфекции и заболевания демиелинизирующего типа,
  • результат серьезных гормональных сбоев,
  • заболевания центральной нервной системы,
  • последствия инфекционных заболеваний,
  • результат патологий, связанных с сосудами,
  • возрастные изменения организма.

Классификация и виды

Классификация и виды патологии

В медицинской практике когнитивные нарушения подразделяют на три основные группы , легкая, умеренная и тяжелая степень.

В первом случае нарушения будут незначительными (может наблюдаться ухудшение памяти, чрезмерная утомляемость и затруднения в решение каких-либо задач).

Умеренная форма сопровождается ухудшением сразу нескольких когнитивных функций.

В тяжелой стадии возникают серьезные проблемы с восприятием окружающего мира (у пациента наблюдается большинство характерных симптомов когнитивных расстройств).

Классификация синдрома в зависимости от этиологии:

  • органические нарушения (патологические процессы приобретают необратимую форму),
  • функциональные отклонения (нарушения носят временный характер),
  • нейрокогнитивные нарушения (свойственны для органических психических расстройств).

Симптомы

Симптоматика когнитивных нарушений отличается разнообразием и включает в себя многочисленные признаки отклонений в работе определенных функций головного мозга.

Интенсивность проявлений зависит от степени их поражения и наличия сопутствующих заболеваний. Первые симптомы могут напоминать специфические черты характера человека, но с течением времени они будут становиться ярко выраженными неврологическими отклонениями.

Симптомами когнитивных нарушений являются следующие факторы:

  • Симптомы и признакибред (ложные умозаключения, имеющие устойчивый характер),
  • нарушения пищевого поведения,
  • зрительные или слуховые галлюцинации,
  • уменьшение активности мыслительного процесса,
  • дневная сонливость в сочетании с ночной активностью,
  • признаки апатии,
  • ухудшение памяти,
  • двигательная активность, не имеющая цели,
  • нарушение ориентации в месте, где человек находится впервые,
  • снижение концентрации внимания,
  • утрата чувства тактичности,
  • чрезмерная раздражительность и агрессивность.

О причинах и симптомах когнитивных нарушений вы можете узнать из видео:

Методы лечения

Лечением когнитивных нарушений занимается врач невропатолог. На основании данных, полученных при обследовании пациента, терапия назначается в индивидуальном порядке.

Ключевую роль играет причина возникновения патологических состояний.

Терапия может включать в себя прием специальных медикаментов, занятия с психологами или логопедами, посещение процедур оздоровления организма.

В комплекс терапии могут входить следующие варианты лечения:

  • ноотропные препараты (Энцефабол, Пирацетам),
  • витаминно-минеральные комплексы (Глицин),
  • средства с нейропротекторными свойствами (Милдронат, Церебролизин),
  • препараты против деменций (Донепезил, Мемантин),
  • Методы лечения и препаратымедикаменты против гиперхолестеринемии (Симвастатин, Торвакард),
  • психотерапевтические процедуры (назначаются в индивидуальном порядке),
  • соблюдение безхолестериновой диеты.

Когнитивные нарушения имеют тенденцию к постепенному прогрессированию. Если вовремя не начать их лечение, то последствия кардинально изменят качество жизни пациента.

При осложнениях такие люди полностью дезадаптированы и не могут выполнять элементарные бытовые действия самостоятельно. Если возник риск возникновения таких нарушений, необходимо в кратчайшие сроки обратиться к невропатологу.

Каковы основные признаки потери когнитивных функций, какие методы лечения существуют? Узнайте об этом из видео: