Показатель зрелости личности: нравственные качества человека

Понятие нравственности постоянно находится на слуху и является мерилом уровня развития современного человека.

Благодаря правильным нравственным ориентирам людям удается успешно существовать в условиях социума.


Определение в психологии

Определение нравственности в психологии

Нравственность , это индивидуальный для каждого отдельно взятого индивида свод правил и набор идеалов, которые в совокупности формируют моральное качество человека.

Эти правила влияют на выбор человека, его поведение и отношение к окружающему миру.

Нравственность рассматривают в связке с понятиями об этике и морали.

Ориентир, позиция, принципы

Нравственный ориентир , это цели и запреты (существующие в сознании) которые человек использует как образец для построения линии поведения.

Т.е. нравственный ориентир представляет собой четкие рамки, за границы которых человек не позволяет себе выходить.

Нравственная позиция , это оценка норм общественного поведения и их соблюдения. Эту оценку человек пропускает через внутренний &#171,фильтр&#187,, осознавая ее и принимая в качестве ориентира для собственных поступков. Нравственная позиция включает в себя:

  • поведенческие мотивы,
  • саморегуляцию и контроль собственных действий,
  • совестливость,
  • чувство человеческого достоинства (с позиции человека, избравшего для себя определенную нравственную позицию).

Ориентир, позиция, принципы - понятия

Нравственные принципы , это каркас, на котором строятся социальные и межличностные отношения.

При этом справедливо утверждать, что нравственные принципы универсальны, поддерживают общественные устои через сторонний механизм влияния (общественное одобрение или порицание моделей поведения), могут быть выражены в моральных нормах.

Качества человека: список

Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:

  • любовь к людям,
  • уважение к окружающим,
  • преданность (верность),
  • бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой),
  • духовность (соединение нравственности и религиозности).

И моральный блок:

  • чувство долга,
  • ответственность,
  • честь,
  • совесть,
  • стремление к справедливости,
  • достоинство.

Основные качества человека: список

Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные: злость, зависть, лживость и т.д.

Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.

Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.

Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.

Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.

Высокие нравственные качества , это те качества, которые находятся в &#171,положительном&#187, полюсе в данном обществе/культуре.

Но в некоторых случаях &#171,высокими&#187, нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный гуманизм.

Примеры чувств

Примеры положительных чувств

Человек испытывает нравственные чувства в тот момент, когда осознает, насколько его поступки соответствуют или не соответствуют моральным нормам.

И если анализ совершенных действий подтверждает, что требования общества и морали были учтены, индивид испытает положительные чувства.

В случае, если поведение идет в разрез с повсеместно одобряемыми моделями, чувства будут негативными и разрушающими.

Примеры:

  1. Человек, грубо ответивший пожилому человеку в очереди, осуждает себя и испытывает неприятные чувства. В момент совершения неприглядного поступка герой пошел на поводу у собственной раздражительности.

    Но при этом человек считает уважение к старшим обязательным пунктом в системе нравственных ориентиров.

  2. Путешественник, возвращаясь на родину, осознает глубину своего патриотизма. В этот момент он испытывает положительные чувства, которые приобретает форму гордости за земляков, любви к родной земле и уважения к стране.
  3. Девушка дожидается любимого парня из армии. Понимая, что ее поведение соответствует высшим нравственным ориентирам (верность и преданность), героиня испытывает положительные эмоции.

Поведение

Поведение: примеры

Поведение становится нравственным в том случае, когда индивид привязывает его к сложившейся системе нравственных ценностей и пытается подвести свои поступки к положительным ориентирам.

Ключевой элемент нравственного поведения , поступок.

Поступок в свою очередь заключается в действии и может получить положительную или отрицательную оценку членов общества.

Воздержание от любых действий в момент, когда нравственность требует от человека активности, тоже можно расценивать как поступок.

Нравственное поведение сложно оценить объективно, но окружающие всегда пропускают чужие поступки через &#171,фильтр-факторы&#187,:

  • мотивы (если к неприглядному результату человека привел благородный мотив, градус негодования общества снизится),
  • результат поступка,
  • объективная реальность (обстоятельства, в которых был совершен поступок),
  • средства достижения поставленной задачи (человек может использовать &#171,запрещенные приемы&#187, на пути к благой цели, что серьезно омрачит его нравственный облик).

Нравственное поведение , это всегда попытка найти баланс между установленными обществом ограничениями (рамками) и собственной свободой (творческим выбором).

Какие бывают нормы?

Какие бывают нормы: два типа

Нравственные нормы можно представить в виде шкалы с двумя полюсами, на одном из которых отображены поощряемые модели поведения, а на другой порицаемые.

Нравственные нормы можно поделить на два типа: о допустимом и недопустимом (о добре и зле).

Понятия противоположные и взаимоисключающие, а значит, каждая норма имеет свой антипод.

Это вынуждает человека занимать устойчивую позицию, так как сохранить нейтралитет в условиях полярности невозможно (если только бездействие не является осознанным выбором человека, готового к осуждению со стороны окружающих).

Что является показателем нравственной зрелости личности?

Личность может быть признана нравственно зрелой только в случае успешной социализации. Т.е. зрелый человек должен усвоить нормы, принятые в обществе, и руководствоваться ими при совершении поступков и принятии решений.

Но желание приблизиться к идеалам при этом продиктовано не страхом перед осуждением общества, а осознанием ценности, правильности и оправданности такого поведения.

Релятивизм , что это такое?

Релятивизм - что это такое: определение

Нравственный релятивизм , это позиция, сторонники которой отрицают возможность существования абсолютного зла или добра.

Согласно моральному (нравственному) релятивизму мораль не привязана к универсальным стандартам.

Этичность поведения , лишь переменная величина, которая меняется в результате смены декораций (культуры, участников действия, нюансов ситуации и т.д.).

Релятивизм можно рассматривать в двух направлениях:

  • понятия &#171,добро&#187, и &#171,зло&#187, условны сами по себе,
  • общественная мораль условна относительно безусловных стандартов добра и зла.

Кратко о теории развития нравственности

Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.

Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.

В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.

Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:

    Кратко о теории развития нравственности у детей
  1. Возраст от 4 до 10 лет. Этот уровень был назван &#171,доморальным&#187,. В период от четырех до десяти лет ребенок во главу угла ставит собственную выгоду и безопасность. На первой стадии развития он стремится получить одобрения для того, чтобы уйти от наказания. А правильную тактику поведения легко выстроить с помощью подсказок (общественных норм). На второй стадии ребенок уже ориентирован на потенциальное вознаграждение за хорошее поведение. Малыш думает не о наказании, а о выгоде.
  2. Возраст от 10 до 13 лет. Уровень назван конвенциональным. В этот период ребенок уже начинает осознавать принятые обществом правила и ценности. На первой стадии мерилом нравственного успеха выступают люди из близкого окружения. Стыд и нежелание разочаровать авторитетных людей подталкивает к соблюдению правил. На второй стадии ребенок уже понимает причины, по которым были введены ограничения. Он также видит в них способ отстоять и защитить собственные права.
  3. Возраст после 13-ти лет. Подросток создает свою систему нравственных ценностей, корректируя принятый обществом шаблон. На первой стадии большое количество внимания уделяется тем нормам, которые помогают выживать и сохранять спокойствие в социуме. На второй стадии человек уже имеет устойчивые нравственные принципы, которых придерживается вопреки внешнему влиянию и обстоятельствам.

    При необходимости личность сможет дать отпор и вынести неодобрение толпы, если поведение толпы кажется несправедливым.

Проблема безнравственности

Проблема безнравственности общества

Почему происходит падение нравственности? Все процессы в социуме цикличны.

Поэтому рано или поздно нравственность переходит в состояние упадка.

Из-за повсеместной трансляции и пропаганды безнравственных личностей, люди идут на поводу у этой пропаганды.

Вырисовывается образ успешного человека, наплевавшего на мораль и общественные устои, следующего за мечтой и разрушающего стереотипы. Все это окутано ареалом некой романтики, привлекающей молодое поколение.

Но умы, легко поддающиеся чужому влиянию, не способны оценить масштаб катастрофы. Отказ от нравственных ценностей , это прямая дорога к анархии и беззаконию.

Ведь безнравственное общество , это общество, каждый член которого руководствуется собственным эгоизмом и комфортом, не испытывая угрызений совести в момент причинения вреда ближнему.

Это неизбежно связано с размытием границы между добром и злом в глобальном плане. Произойдет постепенное разрушение любых абсолютных устоев.

Очень важно воспитывать в детях высокие моральные качества, чтобы подарить подрастающему поколению возможность прожить жизнь осознанно. Тогда люди будут мирно сосуществовать не потому, что их к этому принудили, а по собственному желанию.

Зачем нужна нравственность: