Уверенность в себе: психология и функции

Марк Твен сказал: &laquo,Избегайте тех, кто хочет подорвать вашу веру в себя&raquo,.

Чем же значима для нас уверенность в себе?

Психология самооценки и ее роль в жизни человека в нижеизложенном материале.


Определение, функции и влияние на личность

Определение самооценки, функции и влияние на личность

Самооценка &ndash, это собственная оценка человеком важности своей личности, физических, а также моральных качеств, недостатков и достоинств, осознанное или бессознательное их проявление.

Какие типы или виды самооценки в психологии классифицируют? Охарактеризовать самооценку можно по следующим параметрам классификации:

  • в соответствии с уровнем &ndash, низкая, высокая и средняя,
  • по соотношению с объективным успехом &ndash, адекватная и неадекватная, завышенная.

Самооценка &ndash, это сложная психическая форма, отображающая степень собственного притязания, принятия или отвержения самого себя личностью и выполняет следующие доминирующие функции:

  1. Регуляторную &ndash, обеспечение принятия личностью определенных задач и выбор решений.
  2. Защитную &ndash, стабильность личности и ее независимость.
  3. Эмоциональную &ndash, степень удовлетворения личностью своими характеристиками.
  4. Развивающую &ndash, стимулирование личности к самосовершенствованию и собственному развитию.
  5. Адаптационную &ndash, приспосабливаемость человека к социальной среде.
  6. Корригирующую &ndash, самоконтроль при различного рода деятельности, выполнении каких-либо задач.
  7. Прогностическую &ndash, регуляция активности начального периода деятельности.
  8. Мотивирующую &ndash, побуждение к активным действиям для достижения положительной самооценки, удовлетворенности собой.
  9. Терминальную &ndash, прекращение деятельности какого-либо рода по причине критической самооценки, негативная оценка собственным поступкам.

Понятие, определение, функции и влияние на личность

Как уровень самооценки влияет на личность человека?

Самооценка в структуре личности оказывает огромное влияние не только на эмоциональное состояние человека в какой-либо период времени &ndash, от ее уровня зависит активность личности в различных ситуациях, взаимодействие с социумом, работа адаптационных механизмов, что в итоге будет отражаться на его поступках.

Например, при заниженной самооценке человек будет дольше адаптироваться в новом рабочем коллективе, будет избегать ответственности брать на себя трудновыполнимые, по его мнению, задачи, в то время как человек с адекватной самооценкой быстрее найдет общий язык с новыми коллегами и ему будет проще реализовать свои способности и профессиональные навыки.

Но при завышении самооценки высока вероятность того, что человек переоценит собственные возможности и не сможет выполнить взятые на себя обязательства.

О психологии и критериях уверенности в себе в этом видео:

Самоуверенность и уверенность в себе &ndash, различие понятий

Не стоит считать идентичными такие понятия, как уверенность в себе и самоуверенность, потому как последнее &ndash, это беспочвенная убежденность в отсутствии негативных сторон, отрицательных свойств своих личностных качеств, иными словами &ndash, это склонность переоценивать собственные возможности.

При этом уверенность в себе характеризуется объективным отношением к своей личности, адекватной, реальной оценкой своих способностей.

Самоуверенность и уверенность в себе , чем отличаются? Узнайте из видео:

Этапы формирования

Этапы формирования с детства

В каком возрастном периоде начинает формироваться самооценка?

Правда ли, что ребенок формирует самооценку, сравнивая себя с другими?

Формирование самооценки человека берет начало еще в дошкольном возрастном периоде. В это время наибольшее влияние на ребенка оказывают его родители, а также окружающие его взрослые люди. Позже добавляются образовательные учреждения и окружение сверстников.

Непосредственное влияние на самооценку ребенка оказывают следующие факторы:

  1. Оценка действий ребенка родителями, поощрения или наказания в определенных ситуациях.
  2. Уровень интеллектуального развития, врожденные способности ребенка и его особенности личности.
  3. Социальное окружение.
  4. Воспитательная работа специалистов дошкольного учреждения (далее &ndash, школы, средних и высших учебных заведений).

Особенно активно развивается и формируется самооценка в младшем школьном возрасте при обучении в начальных классах &ndash, как результат деятельности педагогов, оценка способностей ребенка, приятие или неприятие его учителем.

Впоследствии ребенок стремится завоевать признание и авторитет в коллективе сверстников, подвергается влиянию их суждений о нем. При этом ребенок сравнивает социальные реакции на себя и свои поступки, оценки своих качеств со своими собственными, сопоставляет себя с остальными индивидуумами.

Факторы, влияющие на нее

Факторы, влияющие на ее развитие

Какие факторы влияют на самооценку личности? От чего зависит самооценка:

  1. Семейные факторы. Если родители сознательно или неосознанно стремятся поставить ребенка в подчиненное, зависимое от них положение, это может привести к неоправданно заниженной самооценке. В то же самое время поощрение свободного выбора ребенка и его самостоятельности оказывает позитивное влияние на оценку ребенка собственных возможностей.
  2. Социальные факторы. Помимо собственных качеств и способностей, сопоставляемых с достижениями других индивидуумов, немаловажную роль играет положение родителей ребенка, их социальный статус. Особенно это проявляется в юношеском возрасте.

Какие факторы влияют на самооценку? Комментирует психолог:

Уровень притязаний

Существует так называемый &laquo,образ Я&raquo,, представляющий собой совокупность процессов психики, с помощью которых индивидуум осознает себя как субъект, производящий какою-либо деятельность.

Это не только лишь понятие о себе, осознание себя самого, но также и восприятие, отношение личности к самой себе. &laquo,Образ Я&raquo, можно представить в виде трех компонентов:

  • познавательный &ndash, то есть самосознание,
  • эмоционально-оценочный &ndash, отношение к себе и оценка,
  • поведенческий &ndash, регуляция собственного поведения.

Эти компоненты одновременно живут в человеке, а сам &laquo,образ Я&raquo, не статичен и постоянно меняется и стремится к совершенству.

При этом человек ощущает определенные желания, ожидания от себя самого, а при помощи самооценки регулирует свое поведение, выбирая золотую середину между трудными и легкими задачами на пути к достижению желаемого совершенства.

Диагностика

Уровень самооценки можно диагностировать различными методами.

Методики для школьников младших классов

  1. Методики диагностики для школьников младших классовМетод &laquo,Лесенка&raquo,. При этом методе ребенку показывается нарисованная на листе бумаги лесенка, состоящая из 10 ступенек и говорится, что на нижних ступеньках находятся дети с посредственными способностями, а на верхних &ndash, самые хорошие, способные и умные. Далее ребенок должен выбрать ступеньку, которой соответствовал бы он сам. Результат оценивается следующим образом &ndash, 1-3 ступеньки &ndash, заниженная самооценка, 4-7 ступеньки &ndash, нормальная, средняя, 8-10 ступеньки &ndash, завышенная.
  2. Методика &laquo,Три оценки&raquo,. Ученикам раздаются какие-либо письменные задания, не обязательно сложные, после чего их результаты выполненных ими работ оцениваются тремя оценками &ndash, отлично, нормально, низко. Объясняется, что их работы оценивали три разных учителя и затем ученики должны обвести ту оценку, с которой они согласны.

    При этом оценивается также адекватность собственной оценки ученика, а также аргументация качества выполненной работы.

Как определить отношение ребенка к собственному &#171,я&#187,? Смотрите видео:

Вербальная

По этой методике диагностируемому предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся его самооценки, или же предлагаются высказывания, с которыми он может быть согласен, не согласен или в неполной мере согласен.

За каждый ответ присуждается определенный бал. В соответствии с разработанной шкалой определяется уровень самооценки.

Шкала депрессии Бека

Шкала депрессии А. Т. Бека

В 1961 г. американским психологом А. Т. Беком был создан тест, в котором пациент выбирает наиболее приемлемые для себя утверждения.

Опросник был составлен на основе самых распространенных жалоб людей, страдающих депрессией и представляет собой 21 симптом угнетенного состояния.

Каждый пункт оценивается в баллах, сумма которых говорит об одном из 5 уровней депрессии.

О шкале Бека для самооценки и оценки тяжести депрессии:

График уровня тревожности Спилбергера-Ханина

Тест состоит из 40 вопросов, позволяющих определить уровень тревожности человека , склонность индивидуума воспринимать обширный спектр ситуаций, как угрожающие, опасные &ndash, так называемую личностную тревожность, и реактивную тревожность, характеризующуюся нервозностью и беспокойством. Шкала разделяется на две соответствующие части.

Тест Спилбергера-Ханина.

Методика Будасси

С помощью методики самооценки личности по Будасси можно определить уровень самооценки и ее адекватность.

Она основана на сопоставлении личности самой себя с определенным эталоном, по результатам которого производится завышение или понижение собственной самооценки.

Причем в представлении самого человека эти оценки выглядят достоверными вне зависимости от их объективности или субъективности. Испытываемому предлагаются для ранжирования 48 различных свойств личности &ndash, развязность, мечтательность, вдумчивость и т. п.

Метод оценивания может производиться двумя способами &ndash, при сопоставлении собственных представлений с реальными, а также сравнение личности с иными людьми.

Тест Будасси.

Метод оценки эмоциональных состояний

Данный метод разработан психологами из США Д. Риксом и А. Уэссманом. С ее помощью удобно определять эмоциональное состояние личности за какой-либо временной период и выявлять его изменения.

Формула

Формула У. Джеймса

Психолог У. Джеймс вывел следующую формулу самооценки &ndash, она равна нашим реальным достижениям, деленным на наши притязания.

При этом наблюдается прямая зависимость нашей самооценки от достижений и обратная &ndash, от наших ожиданий.

Если наши успехи выше, чем наши ожидания, это свидетельствует о высокой самооценке. Если же мы достигли меньше того, к чему стремимся &ndash, это говорит о низкой самооценке.

Уверенность в себе &ndash, внешние проявления

Поведение человека &ndash, будь то мужчина или женщина &ndash, в значительной мере зависит от уверенности в себе.

Причем некоторые жесты и движения, говорящие об истинной самооценке, могут производиться абсолютно бессознательно, тем не менее, указывая внимательному наблюдателю об истинной вере человека в себя.

Как выглядит уверенный человек? Признаки:

  • улыбка &ndash, ели человек улыбается, это говорит об его открытости миру, хорошем эмоциональном состоянии, счастье и ощущении комфорта,
  • осанка &ndash, расправленные плечи, отсутствие сутулости, свободная, не зажатая поза, уверенная походка,
  • взгляд &ndash, уверенный человек легко выдерживает взгляд собеседника, не прячет глаза в пол, не озирается с испугом по сторонам,
  • спокойные, плавные движения. Человек не ерзает, не делает бессмысленных, суетливых движений,
  • речь &ndash, достаточно громкая, без &laquo,заглатывания&raquo, окончаний фраз.

Неуверенность, стеснительность, уверенное поведение человека:

Излишняя самоуверенность

В чем выражается излишняя самоуверенность?

Большая самоуверенность говорит об неадекватно высокой оценке собственных возможностей.

Завышенная самооценка характеризуется следующими характеристиками: человек часто ведет себя вызывающе, заносчиво, считает, что он по своим качествам превосходит окружающих его людей.

Такая самооценка часто приводит к деструктивному поведению &ndash, человек неправильно интерпретирует свой негативный опыт, как правило, списывая свои неудачи либо на обстоятельства, либо на других людей, что создает препятствия к самосовершенствованию.

Обычно люди неохотно контактируют с такими личностями.

Заниженная самооценка

Следующая нежелательная крайность &ndash, очень заниженная самооценка.

При этом человек испытывает проблемы с самореализацией, поскольку часто уходит от активных действий по причине боязни сделать ошибку.

Каковы признаки неуверенного в себе мужчины (женщины)? Внешне это проявляется в излишней застенчивости, сутулых позах, уходу от прямого зрительного контакта, молчаливости, суетливым движениям.

Часто человек не высказывает своего мнения даже в ущерб собственным интересам.

Средняя

Средняя самооценка

Средняя самооценка человеком самого себя в большинстве своем характеризует наиболее адекватный взгляд на собственные возможности.

Поскольку самооценка не представляет собой статичную величину, такие люди менее всего подвержены крайностям &ndash, переоценивать свои силы и не оправдывать своих притязаний или ожиданий окружающих, либо подвергаться депрессиям.

В целом самооценка значительно влияет на успех, эмоциональное состояние и удовлетворенность человека своей жизнью. При этом желательно, чтобы субъективно восприятие своих личностных качеств совпадало с объективной оценкой их окружающими людьми.

Почему человек не уверен в себе? Что такое заниженная самооценка и что является причиной: