В чем заключается работа психолога в школе: функции и задачи специалиста

Должность школьного психолога в школах появилась после распада социалистического уклада жизни и плановой экономики.

Вызвано это было как фактом знакомства с другими системами образования, так и отказом от свойственной социализму тенденции отдавать предпочтение работе с коллективом перед работой с личностью.

При наличии конкурентного рынка труда каждый человек должен понимать свою уникальность, в том числе, почему именно он может справиться с какой-либо работой лучше других и почему именно он должен заинтересовать работодателя.


Для развития конкурентоспособной личности в процессе обучения должны быть созданы определенные условия. В настоящее время во многих образовательных учреждениях формирование таких условий является зоной ответственности школьного психолога.

В чем заключается работа?

В чем заключается работа: описание

Что делает психолог в школе?

В наиболее общей формулировке задачей школьного психолога является помощь учащимся в процессе социализации в обществе и нахождению своего места в нем.

Школьный психолог должен находиться над формальными специалистами и быть ближе к ученику одновременно.

Более того школьный психолог должен быть для ребенка образцом поведения заинтересованного в ребенке взрослого человека, посредником между ним и учителями выполняющими регламентированные функции.

В первую очередь, школьный психолог, конечно, должен решать проблемы детей как внутри школьного здания, так и за его пределами.

Для того чтобы быть в состоянии проблему решить надо, как минимум о ней знать, поэтому школьный психолог должен быть открыт для входящей информации как в открытом общении так и анонимно, поступающей как от учащихся так и от их родителей.

Кроме своевременного получения информации о конфликтных ситуациях, нужно отрабатывать методику их выявления и купирования на ранней стадии.

Этому служит психологическая диагностика в группах, инициатором которой может быть психолог, учителя или родители. Полученные данные могут быть использованы психологом в повседневной коррекционной работе.

В чем заключается работа специалиста?

Для решения проблем образовательного процесса школьный психолог должен также изучить особенности деятельности преподавателей, в какой степени они влияют на их психику, их личные психологические особенности.

Итогом должен быть психологический портрет преподавателей и их межличностных отношений применительно к проблемам учеников и план коррекционных мероприятий, позволяющий избежать развития конфликтных ситуаций.

Кроме выявления и решения проблем существует позитивная деятельность, направленная на повышение эффективности образовательного процесса в целом. Это консультирование и просвещение родителей и учеников, выявление одаренных детей, профориентация.

Психолог должен давать личностный прогноз развития учеников, разрабатывать рекомендации и обсуждать их совместно с родителями ученика и преподавателями.

Все перечисленное должно строиться на постоянной методической работе. Каждое образовательное учреждение имеет свою специфику, поэтому общих рецептов работы быть не может.

В то же время постоянно появляются новые результаты исследований, поэтому большую пользу приносит сопоставление опыта конкретного учебного заведения и опубликованного в открытых источниках.

Функции и задачи школьного психолога

Основные функции и задачи школьного психолога

Цели и задачи психологической службы в школе определяются постановлениями министерства образования Российской Федерации и локальными положениями и должностными инструкциями отдельного образовательного учреждения.

В общих чертах целями психологической службы являются:

  1. Создание благоприятных условий для профессионального, личностного развития и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса , учащихся, их родителей, преподавателей.
  2. Способствование развитию у учеников психологических навыков, обеспечивающих им наилучшие результаты в их профессиональной и творческой реализации, карьерном росте, достижении благополучия в обществе.
  3. Помощь ученикам в определении их возможностей исходя из выявленных способностей, состояния здоровья, психологических характеристик.
  4. Содействие учителям, родителям в воспитательной работе с учащимися, способствование развитию у учеников способности к взаимопомощи, терпимости, уверенности в себе и другим качествам, способствующим эффективному взаимодействию в современном обществе.

Задачи психологической службы следуют из целей, это:

    Каковы функции и задачи школьного психолога?
  • купирование конфликтных и травматических ситуаций в коллективах путем сбора информации, анализа, обсуждения причин таких ситуации и путей их решения,
  • помощь ученикам на каждого возраста в их личностном развитии,
  • формирование у учеников интереса к образовательному процессу, стремления к саморазвитию,
  • психологическая адаптация учащихся к программам обучения,
  • профилактика отклонений в социальном и психологическом развитии учеников, таких как подростковые депрессии, одиночество, отсутствие интересов, алкоголизм, наркомания, саморазрушающее поведение,
  • участие в экспертизах профессиональной деятельности преподавателей, программ и проектов, учебных пособий в отношении их эффективности, реакции обучающихся,
  • содействие в обеспечении педагогических сотрудников учреждения методическими материалами в области психологии.

Формы деятельности

Формы работы различаются по количеству участников и целям мероприятия. Мероприятия могут проводиться для одного участника (индивидуальные), и групповые.

Цели могут быть профилактические, просветительные и коррекционные. Индивидуальные мероприятия , консультирование, опросы, тестирование, анализ рисунков.

Формы деятельности с детьми

Групповые мероприятия , игры, тренинги, семинары, лекции, открытые уроки.

Для профилактических целей проводятся как индивидуальные, так и групповые мероприятия.

Основным индивидуальным мероприятием является консультирование. Консультирование применяется при выяснении конфиденциальных проблем и их обстоятельств, а так же при невозможности или нецелесообразности собирать группу.

Консультирование строится в виде диалога психолога с клиентом, в котором, применяя определенные психотехники, психолог добивается устранения у клиента патологического состояния.

Консультирование также применяется совместно с методиками психодиагностики, которые, в то же время, не могут быть самоцелью беседы, так как первичная цель консультации состоит в установлении контакта психолога и клиента.

Психолог во время консультации и сам является диагностическим инструментом, так как во время общения с клиентом вызывает и сам испытывает зеркальные реакции.

Консультирование также может происходить по телефону. Опрос , это метод сбора первичной информации в виде анкетирования или интервью, основанный на контакте психолога и клиентов.

Достоинства метода в его простоте, отсутствии больших затрат по времени и возможности сделать его конфиденциальным. Применяется когда нужно быстро получить информацию для дальнейшей работы.

Виды и формы деятельности

Тестирование является методом психологической диагностики, основанным на стандартных вопросах и ответах.

Известно бесчисленное множество тестов, позволяющих составить некоторое представление о личных особенностях человека.

В то же время на основании тестирования невозможно предсказать поведение индивида.

Этот недостаток устраняется в процессе коллективных мероприятий, таких как тренинги и игры, которые применяются для профилактических и коррекционных целей.

Эти формы позволяют участникам процесса поменяться местами, снять напряженность в общении, посмотреть на себя со стороны и преодолеть свои стереотипы.

Ограничением этих форм работы психолога является желание клиентов, без убеждения учащихся и преподавателей в эффективности мероприятия на положительный результат рассчитывать трудно.

Формами просветительской деятельности являются лекции и семинары. Для лекций и семинаров важно, чтобы аудитория была максимально однородной и интересовалась одними проблемами.

Для успеха лекции важно не только содержание, но и как психолог сможет выстроить общение с аудиторией. Много полезных советов на эту тему можно найти в книге (Самоукина Н.В., &#171,Практический психолог в школе&#187,).

Открытый урок

Открытый урок: как проводится?

Открытый урок , это одна из популярных групповых форм работы школьного психолога, сочетающая элементы игры, диагностики, тренинга.

Целью является самопознание участников в неожиданной для них ситуации, когда формальные задания, которые привычно воспринимаются как рутина, наполняются игровым содержанием.

Темы уроков сильно варьируют в зависимости от возраста участников и их потенциальных или наблюдаемых проблем. В процессе решения участниками заданий психолог может собирать материал для психологической диагностики в максимально очищенной от посторонних влияний форме.

Основы организации профориентационной деятельности

Многими исследователями отмечается, что выбор профессии является результатом долгого когнитивного процесса, который начинается еще в младших классах. Соответственно, профориентационная работа также должна начинаться с момента поступления ученика в учебное заведение.

Основными направлениями профориентационной работы являются просветительское, диагностическое, консультативное и развивающее.

Просветительское направление имеет целью создать у ученика общие представления о существующих профессиях, их роли в обществе, задачах которые они решают. Этот этап в формировании образа будущей профессии самый первый.

Задачей диагностического направления является выявление способностей ученика в контексте определенной профессиональной группы, оценка учеником своих возможностей, формирование уверенности в своем будущем выборе.

Основы организации профориентационной деятельности в учебном заведении

Поскольку это формирование происходит длительное время, всегда возникают вопросы и сомнения , решать их задача консультативного направления работы.

Развивающее направление должно поддерживать интерес к своему будущему выбору в актуальном состоянии.

Ученику необходимо участие в конкурсах, олимпиадах, в котором формируется стремление к идеалу самореализации через профессию.

Особенности работы психолога с одаренными детьми

Особое значение профориентация имеет для талантливых детей, так как неправильный выбор профессии является источником серьезных психологических проблем во взрослом возрасте.

Выявление одаренных детей важно производит в младшем возрасте, поскольку ориентация на большинство дает ученику неправильное представление, как о своих способностях, так и о ценности своих способностей для остальных.

Последствием этого является бесцельно потраченное время, ложное мнение о своей уникальности и пренебрежительное отношение к окружающим.

Поскольку для человека понять других является поставить себя на их место, а в случае людей с очень разными способностями этот способ дает неверные результаты, у одаренных детей бывают серьезные проблемы в общении со сверстниками.

В особенности это имеет тяжелые последствия, когда учащийся не понимает его причин. Поэтому крайне важно для одаренных детей иметь возможность общаться не только с равными себе взрослыми, но и с равными по способностям сверстниками.

Особенности работы психолога с одаренными детьми в школе

Важно понимать, что общей одаренности не существует, поэтому задачей психолога выделить именно те признаки, в которых она проявляется.

Для этого служит большое количество шкал, которые можно объединить в два подхода , оценка вербальных способностей и оценка невербальных способностей.

Общими задачами работы психолога с одаренными детьми являются:

  • обеспечение комфортного для ребенка контакта с родителями и сверстниками преодоление изоляции, если она есть,
  • поддержание энтузиазма к школьной программе, выходящей за интересы одаренного ребенка,
  • обеспечение контактов с одаренными сверстниками,
  • помощь в гибком изменении программ в соответствии с когнитивными потребностями,
  • обеспечение контакта с преподавателями, способными квалифицированно удовлетворить интересы ученика.

С чего начать?

Школьный психолог занимает место промежуточное между педагогом и врачом, поэтому одним из главных принципов является: &#171,Не навреди&#187,.

В рамках этого принципа можно и нужно проявлять активность и обсуждать с участниками процесса все, что кажется странным или неправильным.

Не нужно ждать, пока педагоги или ученики придут с проблемой, нужно получать информацию и обсуждать её. Формы получения информации необходимо выбрать исходя из поставленных целей, возможностей и исключения вреда для участников процесса.

Учеников и педагогов нужно заинтересовать, вызвать на проявление активности. Необходимо подобрать в описанных кейсах наиболее подходящие примеры мероприятий и подготовить предложение.

С чего начать: рекомендации

То чем занимается школьный психолог, должно быть максимально прозрачным.

Для этого нужно иметь информационный стенд с графиком работы, приема для учеников, педагогов и родителей интересные статьи для обсуждения.

Задачи школьного психолога и возможные варианты их решения слишком разнообразны для описания в одной статье. В то же время за последние 20 лет в России накоплен значительный положительный опыт взаимодействия психологов и педагогов в образовательных учреждениях.

Важно не останавливаться на каком-то одном регламенте мероприятий, а постоянно развиваться в соответствии с запросами времени , это поможет учебному заведению всегда иметь успешных выпускников, которые являются лучшей рекламой педагогической работы.

Зачем нужен педагог-психолог в школе: