Закономерности процесса восприятия времени и движения в психологии

Человек познаёт окружающий мир постоянно, с самого рождения.

Восприятие пространства, времени и движения происходит на основании определённых закономерностей.


Восприятие

Понятие восприятия

Как известно, материя характеризуется именно этими 3 формами существования, без их восприятия человек не в состоянии объективно познавать окружающий мир.

А без реального, объективного познания любая человеческая деятельность, даже самая простая, может оказаться просто невозможной.

Представьте себе ребёнка, который абсолютно не способен анализировать слуховые, зрительные ощущения, осязать предметы и чувствовать их запахи. Его будут просто пугать любые явления, он не сможет ориентироваться в пространстве.

Однако уже давно доказано, что, даже находясь ещё в утробе матери, он способен воспринимать звуки и чувствовать поглаживания. Позже появится восприятие пространства и другие.

Рассмотрим механизм их возникновения и особенности.

Пространства

Самую большую информацию о пространстве даёт нам зрение. Но это не значит, что и остальные органы чувств в процессе не участвуют. Органы слуха, вестибулярный аппарат, даже кожно-мышечная система дополняют увиденную информацию о пространстве.

Какие-то из способностей оценивать своё положение в пространстве являются врожденными для любого живого организма, но абсолютное большинство из них приобретается в процессе жизненного опыта и передвижения.

Восприятие пространства

Впрочем, на этот счёт существуют разные мнения.

Нативисты утверждают, что человек уже рождается со способностью воспринимать пространство, ведь окружающей среды без пространства нет, к другим условиям приспосабливаться нет смысла.

Однако есть ещё течение генетистов, которые уверены, что воспринимать пространство человек учится постепенно. Например, маленькие дети не всегда верно определяют расстояние до предмета.

А слепые, которые обретали зрение после операции, а не с рождения, первоначально воспринимали мир, как набор светящихся плоских шаров.

Так или иначе, есть разные формы восприятия пространства:

  1. Восприятие величины , любопытно, что оно учитывает не только размеры увиденного предмета, но тут же оценивает его удалённость, в результате мы не оцениваем удалённый предмет, как маленький, хотя он таковым кажется.
  2. Восприятие формы , взрослея, ребёнок уже по форме предмета определяет его свойства за счёт получаемого опыта.
  3. Восприятие объёмности , оно достигается за счёт бинокулярного зрения, когда мы смотрим на окружающее двумя глазами, но и, закрыв один глаз, человек ощущает объёмность, благодаря полученным ранее знаниям, игре света и тени и контрастности.
  4. Информация о пространстве

  5. Восприятие удалённости и глубины предметов , человек способен реально оценивать удалённость предмета или явления на расстоянии до 2,5 км.
  6. Восприятие воздушной и линейной перспективы , здесь большую роль играет глазомер, у каждого человека он развит по-разному, есть статический глазомер, который позволяет определить расстояние до неподвижного предмета, а есть динамический, , тут уже приходится оценивать нахождение объекта движущегося.

Времени

Это понятие включает в себя осознание человеком продолжительности, темпа, ритмичности и последовательности определённых событий.

Оценка временного отрезка , чувство не врождённое, оно стабилизируется в результате познания свойств времени и единиц его измерения.

Оно тоже имеет разные формы:

  1. Восприятие продолжительности определённых явлений , интересно, что оно зависит от эмоционального и физического состояния человека, чем организм активнее и здоровее, тем быстрее, кажется, течёт время, при бездействии и эмоциональном угнетении создаётся впечатление, что оно течёт медленно.
  2. Восприятие объективной последовательности явлений , человек реально разделяет события на уже состоявшиеся, проходящие сейчас и ожидаемые, происходит ощущение необратимости временного потока: мы можем вернуться в то место, где что-то произошло, но попасть в то же время уже не состоянии.
  3. Оценка времени

  4. Восприятие темпа , человек в состоянии оценивать скорость сменяющих друг друга явлений.
  5. Восприятие ритма , мы в состоянии воспринимать так называемые ритмические фигуры и оценивать их, различая, например, ритм вальса и диско.

Есть ещё один любопытный эффект восприятия времени. Оно словно меняется с возрастом. Пожилому человеку часто кажется, что время течёт неоправданно быстро, особенно в тёплое время года.

Объяснения этому есть. Во-первых, с годами именно тепло в летние месяцы воспринимается, как наиболее комфортное для жизни, в этот период старики меньше страдают различными недомоганиями. Поэтому им и кажется, что хорошее время года уходит слишком быстро.

К тому же, обменные процессы в стареющем организме замедляются, пожилой человек по этой причине и делает всё медленнее.

Поэтому на то, что он раньше мог выполнить, скажем, за полчаса, уходит уже час. Вот и кажется дедушке или бабушке, что время почему-то стало идти быстрее.

Движения

Оно производится и объясняется только движением глаз. Мы, скажем, способны одинаково воспринимать предметы, которые движутся в противоположные стороны.

Восприятие движения

Но глаза-то одновременно в разные стороны двигаться не могут.

Немецкий психолог Вильгельм Вунд выдвинул и обосновал теорию физиологической психологии в качестве отдельной науки.

Он расчленял сознание на отдельные элементы и изучал связи между этими элементами.

В Лейпциге в местном университете Вунд создал первую на планете лабораторию экспериментальной психологии. Именно там была заложена основа изучения восприятия и реакции организма на внешние раздражители, в том числе, и на движение.

Учёному удалось выяснить, что восприятие движения может возникать и при полном его отсутствии.

Оказалось, что если демонстрировать человеку отдельные неподвижные элементы движения какого-нибудь предмета с минимальными паузами, возникнет полное ощущение его движения. На этом сегодня основан принцип работы кинематографа.

На этом основании Вунд и выдвинул теорию, что человек воспринимает движение, как набор определённых положений предмета, которые быстро друг друга сменяют.

Но есть и другая теория, её выдвинул исследователь М. Вертгеймер. Он считал, что движение человек воспринимает, как единое целое. Ведь не слушаем же мы музыку, как набор определённых нот.

Наверное, восприятие движения у человека развивается по связи и того, и другого принципа.

И в этой категории восприятия есть свои составляющие:

    Категории движения
  • характер движения предмета может говорить о его состоянии, если автомобиль едет с обычной поступательной скоростью, мы его оцениваем нормально, если двигается рывками , настораживаемся, характером движения может быть отталкивание, сгибание и пр,
  • форма , человек способен чётко различать прямолинейное и круговое,
  • амплитуда , размах движения может быть полным или неполным,
  • направление , мы имеем возможность оценить движение вверх, вниз, направо или налево уже с первых его минут,
  • продолжительность , может быть кратким или длительным,
  • скорость, , как правило, человек сразу подразделяет движение предмета на быстрое или медленное,
  • ускорение , его мы тоже вычисляем быстро, оно бывает резким, прерывистым, с видимыми замедлениями.

Анализаторы

Зрительные

Восприятие движения на зрительном уровне может быть точным и неточным. Это зависит от следующих конкретных факторов:

  • предмет должен находиться на близком расстоянии, чем он удалённее от глаз наблюдателя, тем выше погрешность,
  • если объект развивает движение параллельно лучам зрения человека, реально оценить характер и скорость его движения намного труднее, чем оценка при движении перпендикулярном,
  • центральное зрение точнее оценивает характер и прочие параметры движения, чем периферическое,
  • попробуйте движением глаз следовать за предметом , так восприятие будет объективнее, чем при неподвижном взоре,
  • если рядом с движущимся предметом будет неподвижный объект, параметры движения можно будет определить намного легче,
  • доказано, что регулярные занятия по определению скорости движения предмета, расстояния до него сделают последующие наблюдения наиболее близкими к реальным параметрам.

Мышечно-двигательные ощущения

Мышечно-двигательные ощущения человека

Они играют основное значение, когда человек объективно оценивает движения не постороннего предмета, а своего тела.

Механизм этой оценки довольно многообразен:

  • в комплексе всех подобных оценок ведущую роль играют мышечные ощущения самого человека,
  • в сухожилиях человека расположены очень чувствительные рецепторы, их раздражение , тоже сигнал о характере движения,
  • такой же сигнал подают и суставы.

Так мы довольно реально воспринимаем не только вектор и скорость своих движений, но и просто положение отдельных частей нашего тела, а также тяжесть предметов, которые мы пытаемся поднять и степень сопротивления их нашим движениям.

Осязательные ощущения

Их подразделяют на три группы:

  • ощущения, которые мы чувствуем непосредственно при совершении какого-то движения,
  • ощущение прикосновений и степени силы их воздействия,
  • давление от нескольких точек соприкосновения на различных участках тела.

При помощи осязания мы можем давать реальную оценку тому или иному предмету:

    Осязательные ощущения: группа
  • его величину,
  • форму,
  • вес,
  • мягкость или твёрдость.

Наконец, органы осязания помогают человеку анализировать положение в пространстве как постороннего предмета, так и собственного тела.

Органы осязания служат при движении своеобразным контролёром движений индивидуума, чтобы это передвижение не нанесло ущерб организму.

Это первый сигнализатор наличия препятствия или опасности, например, в темноте.

Органические

Ощущения различных органов человеческого организма тоже сигнализируют о характере движения. Например, одни из сильнейших таких сигнализаторов , болевые ощущения. Если они проявляются на мышечном уровне, это говорит о перегрузке, слабой физической подготовке, усталости.

И, наоборот, ощущение лёгкости движений, свобода передвижения говорит о готовности организма к предлагаемым нагрузкам.

Это свойство организма широко используется при подготовке спортсменов или в восстановительной терапии с применением лечебной физкультуры.

Органические ощущения

Большое значение имеет ощущение равновесия.

На некоторых физических работах или во время выполнения физических упражнений человеку приходится выполнять внезапные повороты, резкие движения, внезапные наклоны.

Однако координация движения у разных людей тоже выражена по-разному.

Её недостаток может вызвать потерю ориентации и неправильную реакцию на необходимость именно правильным образом в данной ситуации двигать конечностями или поворачивать голову, наклонять туловище.

Восприятие человеком окружающего мира , процесс сложный и до конца ещё не изведанный. Однако дальнейшее изучение этого процесса наверняка приблизит нас к разгадке многих тайн нашего бытия.

Восприятие времени , основы общей психологии: