Что относится к индивидуальным особенностям мышления?

Мышление , один из центральных процессов человеческой деятельности и исследование его закономерностей, принципов работы и методов улучшения всегда интересовали ученых и любителей психологии.

В статье рассматриваются различия между мышлением разных людей. Рассказывается, что влияет на умственные способности, как их можно развить.


Индивидуальные особенности

Индивидуальные особенности - что это такое?

Индивидуальные особенности мышления , что это такое в психологии? Каждый человек мыслит по-своему.

Его способность к мышлению зависит как от природных врожденных качеств, так и от приобретенных в результате воспитания и обучения.

Психологи выделяют следующие индивидуальные особенности мышления:

  1. Самостоятельность. Иметь свой независимый от окружающих взгляд на проблему. Стремление решить задачу неординарными путями, использовать нетипичные инструменты или разработать собственные решения. Человек с самостоятельным мышлением всегда ориентируется на свое мнение, принципы, ценности. Это вовсе не означает, что он эгоист и не воспринимает других людей всерьез. Он может спокойно выслушать точку зрения собеседника, отличающуюся от собственной.

    Но в приоритете у него всегда именно свое мнение. Часто он сознательно избегает стереотипных методов решения задач.

  2. Инициативность. Проявляется в предложении идей. Является одной из черт лидерского склада ума. Человек, обладающий инициативным мышлением, рвется вперед, осваивает новые темы, получает знания. Он активен не только в предложении свежих методов, приемов, техник на работе или в кругу друзей. Он стремиться улучшать прежде всего свои навыки, умения, профессиональные качества.
  3. Индивидуальные особенности: кругозор

  4. Широта. Под широтой мышления понимают развитый кругозор. Он помогает в способности подойти к проблеме глобально, рассмотреть ее с разных точек зрения, охватить несколько временных периодов (прошлое, настоящее, будущее). Человек с широким кругозором не только хороший собеседник, но и креативно подходит к профессиональным задачам и проектам. Чем больше накопленных знаний в голове , тем больше вариантов сгенерировать что-то новое.
  5. Глубина. Умение смотреть в суть вещей, читать между строк. Противоположное по сущности качество , поверхностное мышление. Когда человек делает вывод, оценивая первым взглядом, не вникая в суть вещей.

    Глубина помогает находить закономерности в действиях, скрытые мотивы других людей.

  6. Критичность. Заключается в недоверии к информации и ее источником. Человек склонен перепроверять данные, сопоставлять с собственными доводами и противоположными точками зрения, фактами. Критическое мышление защищает от обмана, получения некачественной или полностью лживой информации.
  7. Гибкость. Эйнштейн утверждал, что повторение одного и того же действия, в надежде на другой результат , это безумие. Гибкость мышления , противоположность ригидности. Индивидуальные особенности: гибкостьЧеловек может изменить точку зрения, приоритеты, методы решения проблем, если узнает о более действенных, эффективных. Или поймет, что ошибался. Гибкость , умение настроить сознание на как можно лучшие способы действия.
  8. Быстрота, скорость мышления. Мера реакции человека на изменяющиеся условия или вновь открывшиеся обстоятельства. Умение быстро выполнять поставленные задачи, искать альтернативные пути, молниеносно вспоминать идеи, методы и способы, которые могут пригодиться в решении конкретной проблемы.
  9. Оригинальность. Подразумевается генерирование уникальных идей. Они должны не просто выделяться на фоне остальных, а быть совершенно новыми, нестандартными.

    Часто оригинальность мышления зависит от эрудированности и самостоятельности.

    Первое качество дает возможность вобрать как можно большее количество информации, что впоследствии помогает в синтезе идей. А второе позволяет не загубить оригинальность, поддаваясь стереотипным, общепринятым моделям поведения и мышления.

  10. Список индивидуальных особенностей

  11. Пытливость. Жажда искать наиболее подходящее, эффективное в данной ситуации решение. Человек может перебрать множество вариантов, отсеять совершенно бесполезные и затем, основную часть времени провести над выбором идеального решения. Иногда подобный перфекционизм оказывается лишним, поскольку далеко не всегда в жизни требуется самое лучшее решение. Поговорка &#171,лучшее , враг хорошего&#187, отлично иллюстрирует эту ситуацию.
  12. Торопливость. Не стоит путать с импульсивностью, относящуюся к индивидуально типологическим особенностям. Импульсивность проявляется в момент принятия решения, когда торопливость , в процессе осуществления, активного действия по плану.

    Подобная суета может сыграть злую шутку , невнимательность к деталям, забывчивость, неосторожность способны привести к негативным последствиям.

Индивидуально-типологические

Что относится к индивидуально типологическим особенностям мышления? Мышление относится к тем типам деятельности, которые подчинены реализации потребностей, желаний человека.

Индивидуально-типологические : характеристика

Мыслительные процессы можно контролировать, переключать внимание на другой объект.

Но подсознательно, в большинстве случаев мы настраиваем ум на решение биологических и социальных задач.

К индивидуально типологическим особенностям относятся:

  1. Динамика сигнальных систем. Чисто физиологическая характеристика, не зависящая от личности человека. Под динамикой понимается скорость передачи сигналов к нервной системе.
  2. Организованность. Рациональная, сознательная организованность , способность человек не только мобилизовать силы, но и в течение долгого времени придерживаться разработанного плана.
  3. Селективные возможности. Способность принимать взвешенное решение, основываясь на правильно сделанном выборе.

    Когда человек рассматривает насколько альтернатив, рассчитывает как положительные, так и отрицательные стороны каждого решения.

    Сюда же относится умение прогнозировать конечный результат, предсказывать последствия действий. И выбирать наиболее актуальные времени типы решений.

  4. Уравновешенность. Или противоположное качество , импульсивность. Отчасти, зависит от темперамента (холерики более активные, флегматики , отличаются осторожностью). Но вполне может контролироваться сознательно. Индивидуально-типологические: что к ним относится?Хладнокровный, рациональный человек с гораздо большей вероятностью примет объективное решение. В то время как поверхностный эмоциональный индивид , рискует совершить ошибку. Не сдерживая и не корректируя, а сохраняя предрасположенность к поспешным действиям, рискует совершить эту ошибку множество раз.

Любая интеллектуальная деятельность ориентирована на реализацию мотивов, нужд, потребностей, истинных желаний человека.

Большое значение имеет стремление личности к совершенствованию описанных выше качеств.

Различия в мыслительной деятельности

В чем проявляются индивидуальные различия в мыслительной деятельности? Одну из классификаций мышления и его различий у индивидов выдвигал Д. Гилфорд.

Он предположил, что таланты и умственные, интеллектуальные способности личности можно оценивать с позиции трех параметров:

  1. Операции. Гилфорд выделял следующие операции: познание, память, дивергентное и конвергентное мышление, оценивание. С помощью данных операций человеческое мышление анализирует происходящие события. К познанию относится сбор и интерпретация полученных данных из внешнего мира, получаемые посредством пяти основных органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), кожа (обоняние), нос (осязание) и язык (вкус). Различия в мыслительной деятельности людейПамять выполняет функцию сохранения информации в сознании. Дивергентное мышление подразумевает возможность нескольких ответов на вопрос, многовариативность. Конвергентное мышление, напротив, ориентировано на проблемы, имеющие только один вариант решения. Оценивание выполняет функцию сравнение итогового решения, результат деятельности с изначальным планом, позволяет сравнить ожидания с полученной реализацией.
  2. . Этот параметр подразделяют на 4 вида: образное содержание (визуальные образы, картины), символьное содержание (представлены в виде знаковой системы: буквы, цифры, специальные символы), семантическое содержание (термины, , используется понятийное мышление), поведенческое содержание (эмоции, мыслеобразы, настроение, ценности, цели и желания личности).
  3. Продукты. Это конечные результаты мышления.

Индивидуальные различия в мышлении зависят от степени развитости качеств мышления (самостоятельность, инициативность, гибкость и т.п.). Поведение зависит и от характера конкретного человека.

Например, индивид с ярко выраженными математическими способностями может вовсе не стать ученым или программистом, поскольку ленив, не любит напрягаться, не обладает усидчивостью, дисциплиной.

Основные различия в мыслительной деятельности

Личностные качества также оказывают влияние на мышление, поскольку благодаря определенному набору качеств, его можно как развить, так и ослабить (деградировав).

Если личность обладает целеустремленностью, настойчивостью, самодисциплиной и умением себя мотивировать, она сможет укреплять и открывать новые типы мышления (критическое, творческое, абстрактное).

И напротив, если данные качества отсутствуют, даже наделенный талантами человек, может загубить результаты.

Мышление людей отличается не только врожденными, унаследованными особенностями, но и индивидуальным развитием. Если вы хотите лучше других справляться с жизненными неурядицами, иметь пытливый подвижный ум , чаще тренируйте мышление.

Решайте логические задачки, рисуйте, выделяйте время на чтение, помогающее тренировать абстрактное и образное мышление.

Индивидуальные особенности мышления: