Что является результатом процесса социализации индивида?

В течение всей жизни человек находится в процессе активного взаимодействия с другими членами общества.

Со временем меняются коллективы, близкое окружение и список знакомых каждого отдельно взятого индивида.

Поэтому происходит непрерывная социализация, которая позволяет адаптироваться к новым условиям.


Понятие и суть

Понятие и суть процесса

Что называется социализацией личности? Что означает процесс социализации? Кто ввел это понятие?

Социализация , это процесс, в ходе которого индивид вливается в общество, обучается, усваивает социальные ценности, нормы, установки, роли и модели поведения, принятые в конкретном обществе.

Автором понятия является американский социолог Ф.Г. Гиддингс.

Благодаря социализации человек становится полноценным членом общества, к которому он принадлежит.

Суть естественного и непрерывного процесса заключается в ознакомлении индивида с моральными, индивидуальными и даже физическими идеалами, которые пропагандируют окружающие.

Затем индивид усваивает эти нормы и необходимость их соблюдения, вступает в контакт с людьми, руководствуясь приобретенными знаниями. Процесс социализации личности исключает изоляцию индивида.

Виды и примеры

Наука выделяет несколько видов социализации:

  1. Первичная. Выступает в качестве основы для дальнейшего процесса социализации и протекает с момента рождения и до становления личности. Ребенок перенимает от родителей мнение, оценку и отношение к тем или иным явлениям в обществе, что в дальнейшем станет для него базовой установкой.
  2. Пример: Если родители активно принижают и критикуют какую-либо социальную группу, ребенок в дальнейшем будет воспринимать ущемление данной группы как нормальное и естественное явление.

    Основные виды и примеры

  3. Ресоциализация (вторичная). В ходе ресоциализации индивид замещает ранее усвоенные модели поведения и реакции на новые модели. Этот процесс длится все жизнь и запускается сразу после того, как завершается первичная социализации. Изменения в убеждениях могут быть незначительными, но могут быть и радикальными (если человек меняет свою систему ценностей под воздействием внешних факторов или самостоятельной обработки и оценки поступающей информации).
  4. Пример: Если человек родился и долгое время прожил в одной стране, а затем переехал на постоянное место жительство в другую страну, произойдет адаптация поведения и взглядов за счет плотного контакта с людьми другого менталитета.

  5. Групповая социализация. Это социализация внутри той группы, в которой состоит индивид.

    Пример: Подростки, большое количество времени проводящие с одноклассниками, перенимают в основном те нормы и ценности, которые приняты внутри группы одноклассников.

    При этом родители (которые проводят с ребенком меньше времени, чем его сверстники) имеют меньшее влияние на социализацию подростка.

  6. Половая социализация. Процесс, в ходе которого представители мужского и женского пола принимают и усваивают модели поведения, знания и навыки по гендерному признаку.
  7. Пример: Девочки учатся быть женственными и следят за внешностью, а мальчики не проявляют своих чувств (не плачут) и пытаются доказать преимущество на базе силы.

  8. Трудовая социализация. После того, как человек устраивается на работу или меняет место работы/сферу деятельности, происходит адаптация в двух направлениях (профессиональная и коллективная). Профессиональная адаптация заключается в приобретении человеком новых качеств и черт характера, необходимых для успешной работы.
  9. Виды, типы и примеры

    Пример: Если человек долгое время работал в коллективе, где сотрудники активно обсуждают рабочие моменты, а сама работа требовала усидчивости, то у него выработались соответствующие привычки.

    Когда этот же индивид получит повышение и попадет в коллектив, где коллеги ведут себя очень скрытно (бояться конкуренции), а работа требует мобильности, произойдет трудовая социализация под новые условия.

  10. Досрочная социализации. Это социализация с позиции гипотетической оценки. Т.е. человек как бы репетирует социальную роль, которая в данный момент ему не присуща.
  11. Пример: Дети играют в &laquo,семью&raquo,, примеряя на себя роли жены и мужа.

Чем отличается от воспитания?

Понятие социализации и воспитания находятся очень близко, так как влияют на становление личности. Но если воспитание , это контролируемый и направленный процесс, то социализация имеет стихийную природу.

Отличия кратко в таблице:

Воспитание

Социализация

В процессе участвуют два субъекта (конкретный воспитатель и тот, кого воспитывают)

В процессе участвуют две стороны (человек и общество), но субъектом является лишь человек

Процесс является целенаправленным и искусственно контролируемым

Процесс является спонтанным и не поддается контролю со стороны

Процесс является прерывистым и происходит только в момент контакта с воспитателем

Процесс является непрерывным

Человек как объект и субъект

Человек выступает в качестве объекта социализации, так как он подвергается воздействию общества. Индивид впитывает общественные установки и ценности, в процессе взаимодействия со значимыми людьми.

Общество же в свою очередь стремится превратить людей в &laquo,стандартных&raquo, и &laquo,нормальных&raquo, представителей социума и активно работает над этим.

Однако можно рассматривать человека и как субъекта социализации. Ведь индивид является не просто пассивным наблюдателем. Во время процесса адаптации он выполняет определенные задачи, проявляя активность и субъектность:

  • естественно-культурные задачи,
  • социально-культурные задачи,
  • социально-психологические задачи.

В чем заключается процесс социализации?

Социализация подразумевает интеграцию человека в общество. Но этот процесс, при подробном рассмотрении очень сложен и многогранен, несмотря на свою стихийность.

Формирование личности

Социализация, если рассматривать ее как предпосылку к формированию личности, представляется противоречивым явлением, так как может быть интерпретирована по-разному:

    Формирование личности социумом
  1. Усвоение внешних норм, способов взаимодействия и поведенческих моделей (выработанных в данном социуме), чтобы затем превратить эти навязанные установки в личные. Подчинение внешнему воздействию имеет добровольный характер, и индивид перенимает нормы интуитивно, часто не прибегая к анализу.
  2. Стремление членов общества доказать свой статус и поднять самооценку, в результате чего каждый отдельно взятый человек подводит свои действия к принятым нормам, желая соответствовать ожиданиям окружающих.

    Благодаря этому механизму и происходит социализация.

Составляющие

Процесс социализации включает в себя:

  1. Стихийную социализацию. Индивид попадает под влияние жизненных обстоятельств и своего окружения, общества в целом, благодаря чему происходит социализация, подходящая именно для данной среды.
  2. Направляемая социализация. Государственный аппарат разрабатывает и принимает меры, законы и предписания для решения масштабных задач, в результате чего человек проходит социализацию по заранее установленному сценарию (армия, детские сады, институты, школы и т.д.).
  3. Социально контролируемая социализация. Общество и государственный аппарат преднамеренно создают условия для социализации (экономические, правовые, духовные, организационные и т.д.).
  4. Самоизменение индивида. Человек работает над самосовершенствованием или саморазрушением, несмотря на внешние факторы или исходя из этих внешних факторов.

Этапы, стадии, периоды, уровни и фазы

Этапы, стадии, периоды, уровни и фазы социализации

В качестве основных этапов социализации выделяют первичную и вторичную адаптацию.

Но есть и более подробная классификация, основанная на возрастных критериях:

  • детство (в этот период личность формируется на 70% и закладывается определенный базис),
  • подростковый возраст (в этом возрасте в организме происходит множество изменений, начинается половое созревание и индивид может брать на себя ответственность за большую часть собственных действий и решений),
  • ранняя зрелость (в 16 лет наступает переломный момент, когда человек достигает зрелого возраста и получает возможность самостоятельно выбрать общество, в котором он будет пребывать),
  • старший возраст (человек получает профессиональный, сексуальный опыт, а также опыт дружбы, вражды, отношений, чтобы освоить механизмы взаимодействия с членами общества, а затем направить силы на самореализацию в какой-либо сфере).

Стадии социализации:

  1. Стадия подражания взрослым и копирования их поведения.
  2. Стадия игры, когда дети примеряют на себя те или иные роли исходя из собственных сформировавшихся представлений о данных ролях.
  3. Стадия групповых игр, когда участие в ролевых спектаклях принимают несколько человек.

Уровни социализации:

  1. Биологический (связь человека с окружающей средой и подверженность влиянию этой среды).
  2. Психологический (внутреннее развитие, проявляющееся в виде самореализации, внешнее развитие, проявляющееся в преобразующем воздействии на мир).
  3. Социально-педагогический уровень (индивид ищут социальные роли, а общество диктует предписания).

Фазы социализации:

  1. Адаптация индивида (приспособление к обществу и отказ от индивидуальности).
  2. Персоциализация индивида (человек стремится повлиять на окружающих, занять сильную позицию в обществе).
  3. Интеграция индивида (человек не растворяется в социуме, но при этом уже может успешно взаимодействовать с окружающими согласно усвоенным стратегиям поведения).

Результат

Завершающий результат

Чем завершается процесс социализации?

Нельзя рассматривать социализацию как процесс, который подразумевает завершение.

На том или ином этапе интеграция человека в социум приводит к формированию новых установок, разрушению старых.

При этом актуальную систему ценностей, сформировавшуюся у индивида к любому этапу адаптации, можно назвать временной.

Условия

Факторы или условия социализации выделяют в отдельные группы исходя из того, насколько обширно влияние этих факторов:

  • мегафакторы (космос, мир, Земля),
  • макрофакторы (государство, общество, нация и т.д.),
  • мезофакторы (субкультура, место и тип поселения и т.д.),
  • микрофакторы (семья, друзья, близкое окружение, коллеги, различные организации),

Средства

Средства социализации индивидуальны для каждого отдельно взятого социума и группы.

К таким способам можно отнести способы вскармливания ребенка, привитые в семье бытовые умения, духовная культура и популярные движения, распространенные темы для общения и методы общения.

Цели и функции

Главные цели и функции

Основная цель социализации , это усвоение человеком норм и правил, позволяющих успешно интегрироваться в общество и взаимодействовать с другими людьми, поддерживать продуктивный контакт.

Функции:

  • нормативно-регулятивная,
  • личностно-преобразовательная,
  • ценностно-ориентационная,
  • информационно-коммуникативная,
  • творческая,
  • функция воспроизводства или прокреация,
  • компенсаторная.

Если хотя бы одна из функций не была выполнена, социализация не может считаться успешной, т.к. ситуация может перекоситься в сторону десоциализации или ресоциализации.

Механизмы

Существует несколько механизмов социализации, которые имеют социально-психологическую структуру.

  1. Идентификация. Человек осознает себя через принадлежность к той или иной группе/роду, благодаря чему он перенимает формы поведения и нормы отношений.
  2. Подражание. Копирование чужих моделей поведения, манер, поступков и даже движений на сознательном или бессознательном уровне.
  3. Внушение. Восприятие информации в чистом виде, без сопутствующего анализа и критики, с целью дальнейшего воспроизведения полученных установок и переноса их на свою жизнь.
  4. Фасилитация. Стимуляция деятельности одних людей, за счет контролируемого поведения других людей.
  5. Конформность. Проявление покорности в плане социально одобряемых моделей поведения, но внутреннее и осознанное несогласие с мнением окружающих.

Традиционный механизм

Традиционный механизм - понятие

Выделяют и другие механизмы социализации (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный).

Наиболее распространенным и комфортным механизмом является традиционный механизм.

Его суть заключается в усвоении ребенком типов поведения, идеалов, взглядов и норм, присущих семье и близкому окружению индивидуума.

Такое усвоение происходит неосознанно, на почве слепой веры в доминирующие стереотипы.

Факторы

Факторы социализации , это условия, при которых протекает процесс социализации. Они напрямую влияют на формирование личности. В числе основных факторов можно выделить семью, учебные заведения, место жительства (улицу), СМИ, интернет, общественные объединения и организации.

Микрофакторы оказывают влияние на человека посредством &laquo,агентов&raquo,. Агентами выступают все те члены общества, которые окружают индивида и контактируют с ним на протяжении жизни.

В детстве это родители и друзья, в более зрелом возрасте сокурсники, коллеги и супруг(а). После рождения потомства агентами социализации для индивида становятся также его собственные дети.

Макрофакторы влияют на большие группы и людей и формируют общественное сознание. В современном мире к традиционным макрофакторам прибавились также современные обстоятельства (экологические и демографические проблемы, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность и проч.).

Стихийные

Если обобщить, то в качестве основного фактора стихийной социализации можно выдвинуть государство. При более подробном рассмотрении можно вычленить отдельные составляющие:

  • идеология,
  • политика,
  • экономическая ситуация.

Стихийные факторы

В совокупности эти факторы формируют условия жизни, а значит, закладывают определенные убеждения и предубеждения у граждан, проживающих в данных условиях.

Доминирующими факторами социализации является семья и образовательные заведения (учреждения).

Сферы

Социализация личности может происходить в трех сферах:

  • деятельность,
  • общение,
  • самосознание.

Эти сферы объединяет то, что в каждой из них человек идет по пути расширения внешних связей.

Центральной сферой ля личности является самосознание, которое позволяет самостоятельно регулировать действия.

Теории

Теория

Ученый

Идея

Теория развития личности

Чарльз Кули

Джордж Герберт Мид

&laquo,Зеркальное отражение&raquo, или восприятие себя через представления об оценочных суждениях окружающих

Психоаналитические теории

Зигмунд Фрейд

Эрик Эриксон

Личность развивается поэтапно, приближаясь к половой зрелости. Каждая стадия связана с преодолением кризисных состояний.

Теория развития познания

Жан Пиаже

Личность развивается постепенно, во время прохождения стадий. На каждой стадии развивается новый познавательный навык.

Теория нравственности

Лоренс Колберг

Нравственное развитие происходит посредством стадий, каждая из которых предполагает овладение новыми познавательными способностями и навыком понимания чувств окружающих.

По Фрейду

Теория личности по Фрейду

Теория личности З. Фрейда предпологает наличие у человека трех личностных состояний (Оно, Я, сверх-Я).

Ид, &laquo,Оно&raquo, , это энергия, которая побуждает человека к получению удовольствия.

Эго, &laquo,Я&raquo, выступает в качестве контролера, который руководствуясь реальностью, позволяет человеку регулировать Ид. Суперэго, &laquo,Я&raquo, , это родитель внутри человека.

Та часть сознания, которая оценивает поведение и стремится довести его до установленного родителями стандарта.

Также Фрейд выделяет 4 стадии сексуального развития:

  • оральную,
  • анальную,
  • фаллическую,
  • генитальную.

На каждой стадии возникает конфликт между запретами, установленными родителями. А затем конфликт возникает уже с Суперэго, которое выполняет роль родителя. На стыке этих противоречий происходит социализация.

Проблемы

Проблемы социализации возникают тогда, когда человек отклоняется от общепринятых норм и правил ввиду собственных критических выводов. Но в основе проблемы может лежать и оторванность индивидуума от социума.

Нарушенная социализация , это дисбаланс между субъективной и объективной реальностью.

Нарушения могут произойти по следующим причинам:

  • гетерогенность агентов,
  • трансляция значимыми членами общества противоположных социальных концепций,
  • конфликт между первичным и вторичным этапом.

Большую роль в процессе социализации играет активность человека, который должен придавать поступающую информацию критике и оценке. В таком случае процесс будет проходить успешно на каждой из стадий.

О том, что такое социализация, вы можете узнать из видео:

Читайте также:  Психологические механизмы волевой регуляции поведения
Оцените статью
Информационный портал о здоровье человека, раздел медицины, изучающий функционирование почек и мочевыделительной системы