Человеческая психика не статична и развивается под влиянием множества факторов.
Реакции на внешние раздражители приводят к необратимым психологическим изменениям.
В психологии есть методы, способные фиксировать состояние человека и выявлять закономерности его психики.
Метод «,поперечных срезов», отражает состояние испытуемого только в определенный момент времени , здесь и сейчас. Чтобы проследить развитие психологических состояний в динамике, существует метод лонгитюдного наблюдения.
Что такое близнецовый метод в психологии? Читайте об этом здесь.
Понятие
Что такое лонгитюдное исследование?
Лонгитюдное исследование , это совокупность методов для изучения объекта или группы объектов в течение определенного промежутка времени.
Данный метод используется в социологии, психологии, лингвистике.
Применительно к психологии мы говорим о наблюдении над человеком в течении конкретного отрезка времени, фиксировании изменений в его психологическом состоянии, изучении влияния внешних факторов.
Основоположники
У истоков метода стоят двое ученых , Уильям Штерн (1871 , 1938) и Александр Николаевич Гвоздев (1892 , 1952).
Первый знаменит тем, что создал концепцию интеллектуального коэффициента. Современные тесты на IQ несут в себе разработки этого ученого.
Кроме того, неоценим его вклад в развитие дифференциальной психологии и психологии личности. Штерн изучал развитие личности ребенка, понимал важность исследования психологических процессов в динамике.
А.Н. Гвоздев был лингвистом и ввел лонгитюдное наблюдение для исследования усвоения родного языка у детей.
Известны две его монографии: «,Усвоение ребенком родного языка», (1927) и «,Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка», (1948).
В России исследования онтогенеза имеют прочную основу, благодаря трудам Л.С. Выготского, который изучал в динамике высшие психологические функции.
Культурно-историческая теория Выготского уже в названии отражает направленность на изучение процесса развития человеческой психики. Влияние Выготского на мировую психологию сложно переоценить.
Суть и особенности исследования
Лонгитюдное наблюдение может проводиться в исследовательских и в клинических целях.
В первом случае мы имеем дело с психологическим экспериментом, когда изучается реакция референта или референтной группы на определенные внешние изменения.
Во втором случае, лонгитюдное наблюдение представляет собой метод диагностики соматических и психических отклонений в психике ребенка. Методика широко применяется в педагогике, чтобы, например, выявить последствия от изменений в системе образования.
Объект может изучаться как в естественной, так и в искусственно созданной среде.
На протяжении выбранного промежутка времени, обычно длительного, объект наблюдается.
Исследователь регистрирует поведенческие изменения, интерпретирует данные и формулирует вывод о верности или неверности искомой гипотезы. Многократная фиксация показаний даёт насыщенную картину развития индивида в динамике.
Лонгитюдное исследование иногда противопоставляют методу сравнения и аналогии. Однако, это не совсем корректно. Сравнительный метод сопоставляет два разных объекта в определенной ситуации.
В лонгитюдном наблюдении сопоставляются два разных состояния одного объекта , до влияния внешнего фактора и после этого влияния.
Таким образом, если метод поперечного среза сравнивает объекты в пространстве, то «,метод продольного среза», , второе название лонгитюдного наблюдения , сравнивает состояния объекта во времени.
При этом, исследование может быть как проспективным, так и ретроспективным. В первом случае сбор данных проводится во время исследования, в указанный отрезок времени, во втором случае исследователь интерпретирует данные, собранные в прошлом.
Обычно, результаты исследования изображаются в виде простых графиков с осями абсцисс и ординат.
Схемы развития бывают прямолинейными, нелинейными и прерывистыми.
Основная цель лонгитюдного наблюдения , исследовать влияние внешнего фактора на психологические процессы референта, проверить каузальные (предположительные) гипотезы на конкретном материале, выявить отклонения и сформулировать пути её решения.
Эффекты, фиксируемые в методе
Подробнее о том, что именно фиксируется исследователем при анализе «,продольного среза»,. Эффекты можно поделить на следующие типы:
- Эффекты интраиндивидуального развития. Процессы и реакции конкретного индивида, связанные с экспериментальным событием.
- Эффекты меджиндивидуального развития. Сравнение интраиндивидуальных эффектов, изучение их взаимовлияния, сходств и различий.
- Выявление исторических трендов. Исследователь может провести как перспективное, так и ретроспективное изучение объекта. Анализ реакций индивида, имевших место быть в прошлом , важный элемент исследования. Так устанавливаются исторические тренды в отношении какого-либо свойства.
Специфику метода и его пользу проще объяснить на примере.
В 1966 году эстонский социолог Микк Титма запустил масштабный эксперимент, названный «,Путь поколения»,, с целью выяснить специфику жизненного и профессионального самоопределения советской молодежи.
В референтную группу попали учащиеся средних общеобразовательных учебных заведений в 14 регионах СССР , несколько союзных республик (Прибалтика, Таджикистан, Украина, Молдавия) и областей РСФСР.
Задачами исследования было выяснить изменения в социальном статусе, положении и местожительстве респондентов в период с 17 до 30 лет. Участники эксперимента раз в 4 года отвечали на вопросы анкеты, рассказывали о своем образовании, работе, семейном положении, мировоззрении и т.д.
Полученные данные дали, во-первых, масштабную картину взросления отдельно взятого поколения, во-вторых, понимание, как именно влияли исторические события на психологию индивидов.
Данные по референтной группе дали повод говорить о незначительном влиянии исторических событий на психологию конкретно этого поколения. Респонденты проявили завидную социальную устойчивость.
Гипотезы
На примере «,Пути поколения», мы видим работу над гипотезой К. Мангейма.
По его мнению, в периоды исторических катаклизмов появляется т.н. «,историческое поколение»,, которое отличается от предыдущих своей психологией, социальным опытом и является катализатором для существенного «,скачка», в развитии общества.
Исследования Микка Титмы дали понять, что эта гипотеза если не является единственно верной.
В истории, может быть, случались прецеденты, когда политико-экономическая ситуация порождала радикально иное поколение, которое подрывало устои старого общества и строило новое. Однако, в данном конкретном случае, гипотезу доказать не удалось.
Исследователь проводит эксперимент на основании собственных догадок и умозрительных заключений. Подобные гипотезы называются каузальными.
Каузальная гипотеза , это предположение, о существовании причинно-следственной связи между явлениями.
Иначе говоря, исследователь выдвигает гипотезу о том, что фактор Х влияет на индивида Y и превращает его в индивида с измененной психикой Y1.
Соответственно, фиксируется изначальное состояние индивида Y и конечное состояние индивида Y1&hellip, Или все того же индивида Y, если фактор Х не произвел на него никакого значимого эффекта.
Лонгитюдное наблюдение ищет взаимосвязи между внешней и внутренней средой.
Каузальные гипотезы бывают разные. Вот некоторые их виды:
- гипотеза о развитии,
- гипотеза о длительных и отложенных влияниях эксперимента на индивида,
Проверка предположений на респондентах, при грамотной организации эксперимента, даёт понимание истинности или ложности гипотезы.
Преимущества
Что является основными преимуществами:
- В лонгитюдном наблюдении объект изучается во времени. Это единственный способ выяснить специфику и закономерности изменений человеческой психологии под влиянием внешних объектов.
На примере одного референта или референтной группы можно проследить изменения ценностей, мотивов, взглядов, привычек.
- Причинно-следственные связи исследуются «,по горячим следам»,, на основе своевременно собранной информации. Проспективное исследование дает возможность для сравнения состояний объекта До и После эксперимента.
- Обработку данных можно проводить на основании большой статистической выборки, например, применительно к обширной референтной группе.
- Возможно «,поперечное», исследование по отдельным возрастным периодам. Исследователь имеет дело с разными возрастными группами. Здесь большой простор для детских психологов.
- Возможно изучения отдельных компонентов развивающейся личности, анализ их взаимодействия и специфики.
Недостатки
Лонгитюдное наблюдение несет в себе ряд спорных моментов, преимущественно организационного характера.
Это эксперимент, поэтому он нуждается в правильной организации, чтобы добиться корректных данных. Если не обеспечить необходимых условий, то получится искаженная картина.
Основные сложности выглядят так:
- Отбор референтов. Чтобы статистически уравновесить индивидуальные психологические различия, требуется большая выборка от 200 до 2000 человек. Кроме того, следует учесть возраст испытуемых, если исследуется определенное поколение людей. Таким образом, для организации эксперимента требуются большие затраты ресурсов.
- Большой вопрос , какие временные интервалы для сбора данных лучше всего подходят для эксперимента? Эту проблему решают по разному, но, как правило, данные с референтной группы собирают раз в год.
- Лонгитюдное наблюдение , это долговременный процесс, который может длиться годами и десятилетиями. Опять же, это требует средств, грамотной организации и отлаженной фиксации данных. Знаменитый Калифорнийский лонгитюд длится с 1921 г.
В 1921 г. началось исследование группы из 1,5 тысяч человек, учащихся калифорнийских школ, с IQ выше 135 баллов. Изучалось их социальное поведение, ценности, мотивы и успехи. Периодически референтная группа меняется, и исследование возобновляется вновь.
Таким образом, лонгитюдное наблюдение , это неотъемлемая часть методологии современного психолога, социолога, лингвиста, педагога.
Долговременный психологический и социальный эксперимент позволяет глубже понять законы развития человеческого мозга и глубинную сущность человеческой природы.
Лонгитюдные исследования творческого мышления школьников: