Как можно развить воображение и фантазию: методы и приемы

Воображение , это уникальное качество, свойственное только людям.

Благодаря фантазии и воображению можно создавать в сознании что-то новое, генерировать сюжеты, образы и идеи.


Развитие воображения , что это в психологии?

Развитие воображения - что это в психологии: характеристика

Очень долго ученые склонялись к мнению, что наука не может предложить способов и техник для обучения воображению.

Этому свойству психики приписывали самопроизвольность.

А людей, наделенных воображением, считали исключительными.

Но со временем люди пришли к противоположному мнению, так как нашли некоторые закономерности в творческих процессах. Психология для создания новых образов предлагает методы:

  • агглютинации,
  • акцентирования,
  • схематизации,
  • типизации.

Опишем их кратко.

Агглютинация , объединение каких-либо случайных качеств, свойств и частей в один цельный образ, часто не имеющий никакого отношения к реальному миру.

Акцентирование , выделение в образе какой-либо части и смещение внимания на эту часть с дальнейшим присвоением ей ведущей роли.

Типизация , самый сложный прием, при котором в нескольких образах выделяют ключевые, характерные качества, а затем на основе этих качеств создается новый образ.

Развитие воображения - что это в психологии: определение

Схематизация , намеренное игнорирование или уменьшение различий с целью объединения образов по принципу схожих черт.

Методы базируются на операциях анализа (деление имеющихся представлений на части) и синтеза (соединение отдельных частей в новые комбинации).

Т.е. развитие воображения в психологии , это не что иное, как работа с методами анализа и синтеза.

Для чего это нужно?

Человека окружают самые различные изобретения, которых у наших далеких предков не было, и быть не могло. Но как творец создает свое детище?

Как он воплощает в реальности то, чего не существует? Изобретатель придумывает (воображает) определенный объект, который затем воссоздает, руководствуясь образом из своих фантазий.

Воображение помогает создавать новое в глобальном плане. Но даже если человек не является изобретателем, ему очень полезно тренировать воображение.

Ведь воображая последствия своих действий можно выбрать наилучший вариант, избежать ошибок и &#171,сгладить острые углы&#187,.

Для чего это нужно человеку?

Фантазерам проще мотивировать себя, создавая в голове яркую и практически реальную цель, а затем генерируя в сознании способы достижения этой цели.

Без воображения невозможно действие. Ведь столкнувшись с задачей человек должен сначала вообразить, как он с ней справляется, а затем воплотить это в действительности.

Этапы

Этапы или стадии развития воображения у человека имеют градацию по возрастному признаку:

  1. Первый этап. Возраст от 0 до 3-ех лет. Воображение опирается на изученные ранее образы. Ребенок узнает изображения на картинках, достраивая в сознании образ до знакомого ему объекта. Так малыши после контакта с реальной кошкой могут распознать нарисованную ее версию.

    При этом ребенок не генерирует ничего нового, и воображение является процессом пассивным.

  2. Второй этап. Возраст от 3-ех до 4-ех лет. Формируется словесное воображение. Ребенок уже стремится к игровой деятельности, но ему все еще требуется поддержка взрослого. Игровые образы при этом опираются на реальные ситуации и образы, но характеристики и отдельные черты реальных прототипов в игре смешиваются и делятся, в результате чего появляются новые &#171,объекты&#187,. Ребенок оригинален в замещении функций и выборе игровых сюжетных линий, а также критичен к замещениям напарника по игре.
  3. Этапы или стадии

  4. Третий этап. Возраст от 4-ех до 5-ти лет. Ребенок творчески активен в различных видах деятельности, играх, лепке и рисовании, пересказе услышанного ранее и проч. Появляются мечты и планы на будущее. Воображение становится особым видом интеллектуальной деятельности, нацеленной на преобразование реального мира. Но ребенок еще не умеет в полной мере контролировать этот непроизвольный процесс. Но он уже может создавать образы, опираясь на слова и рассказы, а также представлять состояние другого человека.
  5. Четвертый этап. Возраст от 6ти до 7-ми лет. Воображение в этот период принимает активный характер. Ребенок может создавать замыслы и планировать их поэтапное воплощение. Необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает, и воображение действует как бы &#171,на втором плане&#187,. В деятельности ребенка можно отследить творческие элементы.
  6. Пятый этап. От 7-ми до 11-ти лет. Теперь ребенок получает знания, которые являются топливом для воображения.

    Развивается вербально-мыслительное воображение, которое не требует опоры на реальный объект, качество или действие.

  7. Шестой этап. От 12-ти до 18-ти лет. Воображение и творческая активность развиваются не только в рамках учебной программы, но и в рамках самостоятельной (вне школьной) деятельности индивида. Активному развитию воображения способствует посещение кружков и факультативов, чтение книг и поощрение творческой деятельности со стороны значимых для ребенка людей.

Методы и способы

Основные методы и способы

Общие советы по развитию воображения, которые подходят детям и взрослым на универсальной основе:

  1. Пополнение опыта восприятия, так как при воображении человек использует багаж знаний, полученный при восприятии объектов реального мира.
  2. Развитие речи. Именно речь позволяет давать наименования отдельным составляющим образа, оформлять идеи и обмениваться этими идеями с другими. Жонглируя словами, человек создает новые образы, ведь иногда картинка в голове зарождается лишь благодаря новому слову или словесному каламбуру.
  3. Поощрение и поддержка детского творчества (как спонтанного, так и организованного).
  4. Поддержка детских игр и участие в них с целью предоставления материала для критической оценки и обогащения игровой сюжетной линии.
  5. Применение дополнительных методик развития воображения.

Приемы и техники

  1. Активируйте работу правого полушария мозга. Попробуйте использовать в быту левую руку (если вы правша). Можно попытаться писать левой рукой, держать столовые приборы, застегивать пуговицы, причесываться и т.д.

    Так как при этом будет задействоваться часть мозга, отвечающая за образное восприятие, способность к творчеству может усилиться.

  2. Играйте. Попробуйте найти партнера для игры и предложите вместе сочинить историю. При этом первый игрок говорит всего несколько предложений и останавливается, чтобы его мысль продолжил второй игрок. Такое чередование и продление чужой сюжетной линии помогает тренировать воображение.
  3. Какие приемы и техники использовать?

  4. Создавайте ассоциации. Рассматривайте облака, трещины на стенах, узоры на песке и пытайтесь связать эти картинки с какими-либо образами. Мысленно &#171,дорисовывайте&#187, линии, чтобы получить картинку.
  5. Избегайте рутины. Попробуйте что-то новое. Воображение опирается на эмоциональную базу. Изменения в жизни могут быть значительными (путешествие, смена места жительства и т.д.), а могут быть незначительными (чтение новой книги, смена обстановки в комнате или поход на концерт).

Особенности развития воображения у дошкольников

Воображение дошкольников только кажется богатым. На самом деле оно слишком стереотипно и схематично, опирается на небольшое количество известных ребенку реальных образов и не подкреплено научным знанием.

Особенности развития воображения:

  • воображение переходит в произвольную плоскость, предполагая создание и дальнейшее воплощение замыслов,
  • воображение становится особым видом деятельности, превращаясь в фантазирование,
  • ребенок изучает техники создания образов на интуитивном уровне,
  • воображение медленно смещается на внутренний план и необходимость в наличии визуального прототипа для создания образа отпадает.

Воображение у малышей выполняется также гностическую функцию, объединяя разрозненные знания путем заполнения пробелов.

Как развить фантазию у ребенка?

Творческая деятельность

Творческая деятельность детей

Для того, чтобы у ребенка развивалась фантазия, надо вовлекать его в творческий процесс.

Для этого прекрасно подойдет пластилин, краски, карандаши и проч.

Чем чаще малыш создает что-то своими руками, тем активнее работает его фантазия.

Старайтесь периодически выходить за рамки привычного. Предлагайте ребенку придумать и изобразить сказочных персонажей или магических животных. Это развивает сильнее, чем воспроизведение знакомых образов ежика, белочки, елочки и т.д.

Театральные постановки

Очень хорошо помогают постановочные спектакли. Можно подготовить кукольное представление, а можно участвовать в сценке лично.

Примеряя на себя образ персонажа или &#171,одушевляя&#187, куклу ребенок будет подключать фантазию, вживаться в образ и тренировать свое воображение.

Общение

Правильные вопросы , лучший способ пробудить в ребенке фантазера. Вопросы не должны иметь исчерпывающий ответ в констатации факта:

  • как дела?
  • как зовут твою куклу?
  • что это за животное?

Общение с ребенком

Вопросы должны подводить малыша к воображаемой ситуации:

  • что было бы, если бы куклы умели говорить?
  • как бы ты использовал волшебную палочку?
  • как выглядят жители луны?

Для того, чтобы творческая &#171,жилка&#187, всегда работала, взрослому человеку необходимо найти хобби. Бытовая жизнь не располагает к фантазиям.

А вот увлечения, будь то танцы, шитье, коллекционирование и любой другой вид деятельности, располагают к анализу, мечтательности, обдумыванию стратегий и т.д.

Внимательность

Некоторые люди предпочитают уходить в свои мысли во время прогулки, поездки на общественном транспорте или ожидании своей очереди.

Но в этот момент можно заметить необычные сочетания цветов на рекламном плакате, интересно одетого прохожего, странную кошку или симметрично расположенные деревья. Все это , пища для воображения и тренировка восприятия.

Идеи

Новые идеи

Придумывайте себе задания и самостоятельно их решайте.

Какие три предмета лучше всего взять с собой на необитаемый остров?

Как построить шалаш из двух палок, ткани и веревки? Как должно выглядеть платье, в котором королева сможет пойти на грандиозный бал?

Вопросы могут быть самыми различными, но они обязательно должны подключать фантазию и воображение. В дальнейшем можно задавать подобные вопросы друзьям, чтобы почерпнуть вдохновение и взглянуть на ситуацию под разными углами.

Истории

Постарайтесь периодически придумывать истории вещей, которые видите перед собой. В обеденный перерыв прямо перед глазами красуется цветок?

Придумайте ему имя, историю знакомства и неразделенной любви к цветку на соседнем подоконнике, мечты и планы на будущее.

Такое простое и занимательное упражнение положительно скажется на творческих способностях.

Работа над развитием фантазии и воображения непременно откликнется в будущем в виде способности к решению нестандартных задач и проблем. Помимо этого богатое воображение помогает ставить цели и мечтать, а также планировать способы воплощения мечты в реальность.

Упражнения для развития фантазии и воображения:

Читайте также:  Советы психолога о том, как вернуть парня, которого любишь, после расставания
Оцените статью
Информационный портал о здоровье человека, раздел медицины, изучающий функционирование почек и мочевыделительной системы