Как работают проективные методики в психологии?

В числе диагностических инструментов психологии есть множество проективных методик, позволяющих успешно работать с индивидом, добиваясь от него самовыражения через рисунок и текст.


Что это такое в психологии и психодиагностике?

Что это такое в психологии и психодиагностике: понятие

Проективные методики исследования личности , это основанные на трактовке продуктов воображения методы диагностики, преследующие цель объяснить и раскрыть внутренний мир индивида, его индивидуальные (зачастую недоступные для понимания самой личности) переживания и мысли.

Понятие &#171,проекция&#187, широко применяется как в психологии, так и в психодиагностике.

Оно описывает процесс, при котором индивид отвечает на внешний стимул доступными ему способами.

Достоинства и недостатки

Достоинства и недостатки проективных методик неоднозначны, и их можно рассматривать лишь с привязкой к конкретной ситуации исследования.

Но если обобщить, то к числу минусов данной категории методов можно отнести:

  1. Ненадежность ввиду особенностей подхода специалиста. Специалист, работающий по проективной методике, может проявить некомпетентность на стадии &#171,расшифровки&#187, полученного материала. Стоит учитывать и субъективный взгляд каждого отдельно взятого профессионала, мнение которого может коренным образом отличаться от мнения коллег.
  2. В чем состоят достоинства и недостатки?

  3. Неконтролируемость процесса. Очень сложно отследить и проконтролировать условия проведения тестов.
  4. Нестандартизированность методики. Не существует универсальной или стандартной схемы подсчета показателей.

Плюсы проективных методик:

  1. Возможность применения при работе с малышами.
  2. Возможность применения при работе с людьми (в частности с детьми), у которых наблюдаются нарушению речевой функции.
  3. Снижение контроля.
  4. Проективные методы позволяют индивиду максимально раскрыться.
  5. Возможность &#171,выйти&#187, на бессознательный уровень и отследить глубинные мотивы индивида.
  6. Терапевтический эффект.

Классификация и виды

Основоположником проективных методик, применяемых в психологии, является ученый К.Г. Юнг.

Его первичный эксперимент представлял собой тест, при котором пациенту озвучивали ряд слов, и в процессе просили к каждому подобрать пару в виде слова-ассоциации, пришедшего на ум в первую очередь.

Классификация, виды и типы

Если слушатель не мог подобрать ассоциацию, запинался или просто повторял за специалистом, слово относили в категорию раздражителей, вызывающих у испытуемого аффект.

Разновидности методик на примере конкретных методов:

  1. Интерпритационные (&#171,Тест тематической апперцепции&#187,). При проведении теста человеку демонстрируют двадцать изображений, на каждом из которых отражена определенная эмоция. Затем пациент составляет по каждому изображению краткий рассказ, основываясь на увиденном. Специалист фиксирует каждое слово испытуемого и трактует их, определяя, с каким персонажем человек себя соотнес.
  2. Катартические. Пациента помещают в особые &#171,игровые&#187, условия, где он реагирует на искусственно смоделированную ситуации доступными ему способами (исходя из собственного состояния, настроения, индивидуальных особенностей, актуальных переживаний и т.д.).

    Это группа методов на стыке диагностики и терапевтического лечения.

  3. Конструирование (&#171,Тест мира&#187,). Пациенту необходимо создать собственную вселенную, наполняя ее посредством предложенных моделей. В базовый набор входит 232 элемента (предметы и живые объекты, в том числе люди). Психолог должен отследить, какие элементы и в какой очередности человек размещает в своей вселенной, а также как испытуемый распределяет их в пространстве.
  4. Классификация и виды методик

  5. Ассоциативное завершение. Пациент должен завершить за специалистом рассказ или фразы, которые имеют начало, но не имеют конца.
  6. Импрессия (&#171,Цветовой метод Люшера&#187,). Пациенту необходимо разложить цветовые карточки, руководствуясь собственным отношением к тому или иному цвету. Сложившееся сочетание специалист трактует с помощью готовых &#171,ключей&#187,, созданных самим Люшером. Существует полная и сокращенная вариация теста. В первом случае пацмент работает с набором из 77-ми цветовых карт, во втором случае , с набором из 8 карт.
  7. Метод проективного изображения. В данной категории существует множество конкретных методик, но все они базируются на способности человека передавать эмоции через рисунок.
  8. &#171,Дом-Дерево-Человек&#187,. Эта простая методика подходит как для работы с детьми, так и для работы с взрослыми. Испытуемый должен изобразить в произвольном порядке три объекта: дом, дерево и человек. Затем специалист проводит диагностику с предварительным опросом по стандартному плану.

    Интерес для психолога представляет не только ответы пациента, но и сам рисунок (порядок изображение и размеры объектов).

  9. Конститутивный метод (&#171,Пятна Роршаха&#187,). Пациенту предлагают набор стимулов в виде чернильных пятен, которые нужно структурировать и описать (наделить смыслом).

Для взрослых

Диагностика для взрослых

Актуальны все виды применяемых в психологии проективных методик, в том числе и изобразительные методики-игры.

Например, проективная методика &#171,Слон&#187,, которую применяют для подростков старше 12-ти лет и взрослых.

Испытуемому предлагают нарисовать слона и раскрасить его по своему усмотрению.

Подразумевается, что нарисованный от руки испытуемого слон является отражением его внутреннего мира, проблем и отношения к жизни.

Методика &#171,Мои праздники&#187, также хорошо работает в отношении взрослых испытуемых, если необходимо отследить направленность личности и особенности ее ценностной сферы.

Для детей

Наиболее популярные методики при работе с детьми: &#171,Заданная сказочная ситуация&#187,, &#171,Тест Люшера&#187,, &#171,Цветовой тест отношений&#187,, &#171,Конструктивный рисунок человека&#187,, &#171,Пятна Роршаха&#187,.

Некоторые методики ориентированы именно на пациентов младшего возраста. Например, проективная Методика Рене Жиля, которая позволяет определить уровень социальной приспособленности ребенка и изучить особенности его взаимоотношений с окружающими.

Тесты для детей

Методика относится к визуально-словестной группе и включает в себя 42 изображения с образами детей и взрослых, а также дополняющие тестовые задания.

Методика &#171,Кинетический рисунок семьи&#187, позволяет увидеть картину семейной ситуации и то, как ее воспринимает ребенок.

Располагая себя и членов семьи на листе в виде фигур или знаков, ребенок как бы распределяет места, подчеркивает значимость и характерные черты каждого изображенного.

Методика &#171,Мира и Лопеца&#187, берет за основу не рисунки и ответы, а движения ребенка. По серии движении специалист может изучить личностные особенности ребенка.

Методика &#171,Времена года&#187, применяется в работе с детьми трех и четырех лет. Малышу показывают изображения и просят его определить, какой именно сезон (время года) передан на картинке и на локальных частях картинки.

За отведенное время ребенок должен высказать и обосновать свою точку зрения, доказать, почему на рисунке (по его мнению) изображено именно то время года, которое он озвучил в качестве предполагаемого.

Программы для детей

Проективные методики для дошкольников не подразумевают творческого проявления в чистом виде (рисуночные тесты), так как малыши еще не обладают способностью передавать на бумаге внятные образы, стандартизированные в процессе взросления.

Дошколята преимущественно изображают картинки-абстракции, которые не отражают внутренних переживаний.

Применять рисуночный метод с малышами можно лишь тогда, когда специалист планирует трактовать не само изображение, а лишь характер и настроение линий, выбор цвета и расположение рисунка на бумаге.

Особенности использования

Основная особенность данной группы методов , это неограниченное число вариантов ответа.

Задачи, поставленные при применении различных тестов, нельзя охарактеризовать как &#171,структурированные&#187,. А это значит, что во время ответа человек руководствуется только своей фантазией.

При применении проективных методик допустимы лишь краткие инструкции, которые направляют &#171,поток сознания&#187, пациента в нужное русло.

Также к числу особенностей можно отнести неструктурированность и мнгозначность стимульных материалов, используемых для проведения тестов. Не существует единой и &#171,правильной&#187, системы структурирования проективных материалов и любая вариация имеет &#171,право на существование&#187,.

Проективные методики направлены не на измерение отдельной психической функции, а на составление портрета или модуса личности в привязке к ее взаимоотношениям с социумом.

Особенности использования методик

И последняя особенность , это отсутствие возможности подвести процесс анализа полученных данных к общему стандарту.

Отдельные методики не содержат ключей и не подразумевают использование математического прибора для просчета данных.

Интерпретация данных, полученных с помощью методик

Интерпретация полученных данных происходит с помощью системы ключей, если это работа с ограниченным количеством стимульного материала (карточки с заданиями, изображениями и т.д.) или посредством прилагающегося к тесту &#171,алфавита&#187,, в котором распространенные знаки (ответы) имеют смысловое выражение.

Для того, чтобы привести результат к общему знаменателю, используются баллы, системы категорий, внутри которых располагаются типы личности и т.д.

Но при этом нельзя говорить об абсолютной достоверности анализа, так как фактор субъективной или недостаточно профессиональной оценки может повлиять на итоговый результат интерпретации даже в том случае, если методика имеет определенный набор стимулов и соответствующие ему ключи и расшифровки.

Негативно отразиться на процессе интерпретации данных может состояние исследователя. Например, специалист, страдающий на момент исследования от повышенной тревожности, будет искать признаки тревожности в ответах своего пациента.

Интерпретация данных, полученных с помощью проективных методик

Т.е. во время расшифровки и интерпретации психодиагност будет выполнять вторичную проекцию материала, но уже субъективную.

Также негативно отразиться на процессе интерпретации может предварительное личное знакомство специалиста и испытуемого.

В таком случае специалист стремится распознать в пациенте те черты, которые он распознал в нем во время предшествующего этапа общения.

Проективные методики идеальны для работы с детьми и теми взрослыми, которые не идут на контакт со специалистом в случае применения других методик.

Доброжелательная атмосфера, отсутствие рамок и требований, а также элемент творчества способствует тому, чтобы индивид проявил себя.

Проективные методики , применение и интерпретация: