Классификация воображения в психологии по видам и свойствам

Человек может не только представить то, что ранее с ним случалось, что он видел или слышал, с чем имел непосредственный опыт, но и привнести в представленный образ совершенно новые детали, предметы и явления, с которыми он никогда не встречался , это возможно благодаря воображению.

Что такое воображение, каким оно бывает и для чего нужно человеку?


Понятие

Главное понятие

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов, в основу которых входит ранее пережитый опыт, называется воображением.

Так же, как память, мышление и восприятие, воображение необходимо для продуктивной деятельности , прежде, чем совершить какой-либо поступок, спланировать тот или иной шаг, человек заранее мысленно представляет свои действия в различных вариациях, выбирая наиболее приемлемый способ реализовать свою цель.

Практически все научные и культурные достижения человечества возникли в результате работы воображения , чтобы придумать принципиально новую идею, необходимо не только обобщить весь имеющийся опыт, но и добавить в него не существовавшие ранее элементы.

Кратко о свойствах

Значимо воображение не только для деятелей науки и искусства, но и в жизни абсолютно каждого человека, так как обладает следующими свойствами:

  1. Снимает нервное перенапряжение в процессе мысленного удовлетворения потребностей человека, сглаживает последствия конфликтных ситуаций, возникающих при социальных взаимодействиях.
  2. Оказывает помощь в решении различных практических задач при мысленной проработке различных вариантов действий.
  3. Предвосхищает будущее, позволяя планировать шаги к достижению тех или иных целей.
  4. Регулирует психофизиологическую деятельность организма, настраивает на выполнение определенных задач, повышает концентрацию при выполнении деятельности различного рода.

Какое оно бывает?

Какое оно бывает у человека?

Воображение , достаточно сложный психический процесс, который по определенным свойствам можно классифицировать на множество групп, однако все группы можно отнести к двум основным.

Основные виды воображения:

  1. Непроизвольное воображение (пассивное). Данный вид воображения характеризуется тем, что при возникновении образов человек не использует усилие воли, то есть они возникают непроизвольно. В качестве примера пассивного воображения лучше всего подходит сновидение.

    Во сне мы можем видеть такие ситуации, которые никогда не переживали в жизни, при этом мы не прикладываем никаких волевых усилий для появления этих образов.

  2. Произвольное воображение (активное). При активном воображении мы сознательно вызываем те или иные мысленные образы, то есть контролируем их появление. Как пример, можно привести написание книги писателем , сюжет может значительно отличаться от вошедшего в его основу события, являясь работой воображения литературного деятеля.
  3. Антиципирующее воображение. Одна из самых важнейших и необходимых для жизни психологических функций , это предвосхищение будущего, предвидение результатов собственных действий или поступков. Данная функция связана практически с любой деятельностью человека, а ее корни уходят к приспособленческим механизмам мозга. Напрямую прослеживается ее связь с инстинктом самосохранения, также подобные задатки имеются и у животных.

Какое оно бывает: основные виды

Например, человеку не обязательно иметь опыт падения с 10 этажа, чтобы понять, что это опасно для жизни , путем предвосхищения последующей за этим действием ситуации, представляемая картина полученных травм и увечий вызывает чувство страха, которое уберегает от подобного неосмотрительного шага.

Нарушенное, больное воображение. Существуют следующие его нарушения:

  1. Онейроид. Помрачение сознания, вызванное физиологическим нарушением головного мозга в результате черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний, интоксикации.
  2. Ониризм. Отсутствие различия сновидения и реальности.

    При этом возможно возникновение ярких образов в дневное время при кратковременно закрытых глазах.

  3. Патология активного воображения , отсутствие критичности к продуктам его деятельности.
  4. Сновидные эпилептические приступы , стереотипные, однообразные сновидения пугающего характера, в которых, как правило, преобладает красный цвет.

Классификация воображения в психологии

В психологии существует несколько подходов к классификации воображения:

Виды воображения по предмету:

  • образное. Воссоздание зрительных образов,
  • эмоциональное. Представление эмоционального состояния,
  • концептуальное. Также называется словесно-логическим , представление логических цепочек.

Классификация и функции воображения в психологии

Виды воображения по результатам:

  1. Продуктивное воображение , создание принципиально новых образов или идей, не встречающихся в реальной жизни, не повторяющих реальный опыт человека. Также называется творческим. Например, создание мультипликационного персонажа.
  2. Репродуктивное воображение , создание образов, исходя из предоставленной информации. Также называется воссоздающим.

    Например, возникновение образов у человека, которому подсказывают правильный путь по незнакомой местности.

В зависимости от характера образа:

  • конкретное , создаваемые образы отражают существующие реально предметы либо явления. Например , воображаемый в мельчайших деталях стул,
  • абстрактное , создаваемые образы носят условный, обобщенный характер. С его помощью создаются символы, схематические решения.

В зависимости от формы проявления:

  1. Фантазия. Создание нереальных образов с акцентом на то, что они далеки от действительности.
  2. Реалистическое. Форма, обратная фантазии , образы наиболее точно отражают реальность.
  3. Мечта. Образы, которые отображают желаемое для человека будущее.
  4. Грезы. Возникновение картин, отражающих желаемую в будущем действительность и имеющих позитивную эмоциональную окраску.

Классификация и формы воображения в психологии

Также различают следующие формы воображения:

  1. Агглютинация. При такой форме мысленно совмещаются такие явления, предметы и объекты, которые в реальной жизни не могут соединены.
  2. Гиперболизация. В ее основе лежит намеренное преуменьшение или преувеличение характерных свойств, признаков объекта, количественное изменение частей, составляющих объект.
  3. Акцентирование. Выделение отдельных свойств объекта, характерных только лишь для него.
  4. Схематизация. Выделение сходных свойств нескольких объектов, их обобщение по общим чертам.
  5. Литола. Преуменьшение тех или иных объективных характеристик объекта.

По типам воображение делится на следующие:

  • Зрительный тип. Создание зрительных, визуальных образов. Данный тип свойствен художникам.
  • Аудиальный тип. Звуковые представления. Чаще всего его задействуют музыканты и певцы.
  • Кинестетический тип. Также называется моторным. Отражает двигательные представления. Свойственен танцорам.

Мечта, как особый вид

Мечта, как особый вид воображения

Особым видом воображения является мечта , представления о желаемом будущем.

Человек может мечтать о собственном успехе , успешной карьере, внезапном богатстве, тотальном везении, непререкаемой власти, социальном превосходстве, создании замечательных произведений искусства, о достижениях всего человечества , покорении звезд, вечном двигателе.

Все возникающие в процессе мечтаний образы имеют следующие особенности:

  1. Они детализированы, носят конкретный характер.
  2. Имеют ярко выраженную положительную эмоциональную окраску.
  3. Вызывают стремление к их достижению, уверенность в том, что такое будущее осуществимо.
  4. Отсутствует представление о последовательных шагах к их достижению и воплощению в действительности.

Несмотря на то, что мечтающий не имеет четкого плана для достижения своих целей, сама по себе мечта является важным стимулом для деятельности человека, поддерживает мотивацию в сложных и бесперспективных ситуациях, дает силы для преодоления сложностей.

Для детей часто мечта носит не столько вид стратегической направленности, сколько создает ее. В этом заключается формирующая функция мечты.

У детей

У детей-дошкольников

Виды воображения у детей:

  1. Непроизвольное. Образы, созданные детьми младшего возраста, крайне неустойчивы. Под воздействием внешних раздражителей они часто меняются. Как следствие , в течение непродолжительного времени ребенок легко меняет множество игр. Также таким детям свойственно накладывать качества одного предмета на другой , они представляют карандаш в виде ракеты и т. п. С каждым годом устойчивость образов растет, малыши могут дольше играть в игры с определенным сюжетом, возвращаются к предыдущему сюжету после перерыва.
  2. Произвольное. Возникновение произвольных образов у дошкольников, как правило, происходит в процессе сюжетно-ролевых игр со взрослыми.

    Дети в возрасте до 3-4 лет могут устойчиво действовать в рамках сюжета не более 10-15 минут, тогда как к 5 годам возможно удержать игру с определенным сюжетом уже на несколько часов и даже продлить ее в следующие дни.

    Развитие произвольного воображения происходит сначала под воздействием взрослых, однако старшие дошкольники могут самостоятельно спланировать свои действия, у них более устойчива мотивация к завершению игрового замысла.

  3. Как оно развивается у детей?

  4. Репродуктивное. Проявляется чаще всего в представлении образов героев сказок. Ребенок рисует живые образы из прочитанных ему сказок. Со временем он начинает отличать явно сказочных персонажей от реально возможных.
  5. Продуктивное. В среднем и старшем дошкольном возрасте проявляется в придумывании собственных сюжетов сказок, добавлении их героям несуществующих в классическом варианте произведений характеристик. При рисовании в старшем дошкольном возрасте рисунки становятся более детализированными. В игры могут добавляться новые сюжетные линии, причем распределение ролей, как правило, происходит до начала игры.

На протяжении всей жизни воображение помогает человеку не только определить стратегические цели в далеком и ближайшем будущем, но и помочь выйти из затруднительного положения, сохранять ровный эмоциональный фон, генерировать новые идеи.

Понятие виды и способы развития воображения:

Читайте также:  Как перестать ревновать свою девушку к каждому столбу?
Оцените статью
Информационный портал о здоровье человека, раздел медицины, изучающий функционирование почек и мочевыделительной системы