Определение и классификация мотивации в психологии

Мотивация играет важную роль в жизни человека.

Она напрямую влияет на уровень активности, целеустремленность и успешность индивида.

Приручив эту мощную &#171,силу&#187, можно существенно повысить качество жизни. Что означает слово &#171,мотивация&#187,?


Что это такое: определение термина

Что это такое в психологии: определение термина

Что значит мотивация?

С точки зрения психологии мотивацией называется сумма всех внутренних и внешних стимулов, побуждающих человека к целенаправленной активности.

В психологии понятие рассматривают как побудительную основу психической жизни индивида, динамический психофизиологический процесс.

Говоря простыми словами, термин можно определить как способность человека к удовлетворению личных потребностей с помощью осознанной деятельности.

Совершая поступок или пребывая в бездействии, индивид вкладывает в это определенный смысл, т.е. действует данным образом из-за чего-то/для чего-то. И этим &#171,чем-то&#187, является мотивация.

Структура

Основа мотивации , ее прочная связь с человеческими потребностями. Человек стремится к тому, чтобы уменьшить напряжение, развивающееся на фоне нужды. Он также стремится к тому, чтобы закрывать различные потребности (социального и биологического характера).

Структура понятия представлена в виде цепочки связанных элементов: потребность , мотивация , действия , цель.

Все начинается с чувства дискомфорта, испытываемого человеком в результате нехватки чего-либо. Из этого чувства рождается мотивация действовать, а затем и действие, которое в конечном итоге приводит к цели. Как только одна потребность закрывается, начинается следующий цикл.

Структура и стадии

Мотивация не может существовать как самостоятельная единица.

Для того, чтобы человек был замотивирован на определенные действия, у него должна быть неудовлетворенная потребность и конечная цель.

Стадии мотивации:

  1. Возникновение дискомфорта. Человек понимает, что ему для организации нормальной жизнедеятельности чего-то не хватает.
  2. Поиск вариантов избавления от дискомфорта (закрытия потребности). Человек рассматривает варианты удовлетворения, подавляющего контроля, замены и переключения на другие потребности. Он стремится избавиться от нарастающего дискомфорта самым простым и оправданным способом.
  3. Постановка цели. Человек должен понимать, какие средства он использует и какой получит результат.
  4. Активные действия. Волевой импульс и направленная на удовлетворение потребности деятельность.
  5. Ожидаемое вознаграждение. Добившись определенных результатов, человек получает награждение (в виде удовлетворения потребности).

    В качестве дополнительного вознаграждения он может получить положительные эмоции и радость от исполнения мечты.

  6. Закрытие потребности. Если человек правильно выбрал стратегию поведения и совершил все необходимые действия, потребность исчезнет (навсегда или же на определенный период времени).

Структура мотивации

Отрицательным образом на процессе могут отразиться:

  • множественность мотивов (человек испытывает сразу несколько потребностей и не может выделить доминирующую, в результате чего выстроить стратегию поведения становится очень сложно),
  • разнообразие мотивационных структур (их видов) у людей.

Факторы

Выделяют три класса мотивирующих факторов:

  1. потребности и инстинкты,
  2. мотивы, определяющие направленность поведенческих стратегий,
  3. эмоции и субъективные переживания, а также регулирующие поведение установки.

Классификация, виды и типы

Какая бывает мотивация? Мотивация имеет сложную иерархическую и типовую структуру. Различные ученые в свое время предлагали разные классификации. Но сегодня в психологии принято выделять следующие виды мотивации:

По источнику воздействия:

    Классификация, виды и типы по источнику
  • внутренняя (зависит от самого человека и привязана к положительным эмоциям, возникающим в процессе действия),
  • внешняя (не привязана к содержанию деятельности, и возникает на почве стимулов, поступающих извне).

Внутренняя и внешняя мотивация лучше работают в совокупности, позволяя человеку эффективно и быстро закрывать потребности даже при условии наличия барьеров.

По эмоциональной окраске стимула:

  • положительная или позитивная мотивация (привязана к положительным эмоциям, которые станут результатом достижения цели),
  • отрицательная или негативная мотивация (привязана к избеганию отрицательных эмоций, являющихся потенциальным результатом какой-либо деятельности или бездействия),

По степени устойчивости:

  • устойчивая (присутствует в жизни человека на постоянной основе, так как базируется на естественных потребностях, голоде, жажде и т.д.),
  • неустойчивая (требует постоянной поддержки и легко угасает без внешнего стимула).

Тип мотивации по направленности стимула:

  • индивидуальная (направлена на обеспечение саморегуляции организма),
  • групповая (стремление защитить потомство, заслужить место в социуме, сохранить общественную структуру и т.д.),
  • познавательная (игровой тип деятельности).

Уровни

Уровни мотивации

Помимо этого выделяют уровни, которые отражают стремление человека к закрытию своих потребностей или их подавлению.

Еще десятилетие назад шкала начиналась с третьего уровня, который являлся самым &#171,безмятежным&#187, и &#171,безынициативным&#187,.

Человек третьего уровня просто адаптировался к среде, не стараясь изменить ситуацию и добиться цели.

Самый высокий девятый уровень сопряжен с жертвенностью и острой потребностью удержаться в &#171,зоне победы&#187,. Люди девятого и приближенного к нему уровней предпочитают удовлетворять, а не подавлять свои желания.

Менее 10-ти лет назад к шкале был добавлен первый и второй уровень. Эти уровни отражают неспособность к удовлетворению собственных потребностей.

Т.е. человек, находящийся на 1 или 2 уровне, живет в зоне нищеты и долговых обязательств, так как его волевой импульс слишком слаб для выхода из зоны комфорта.

Основные теории кратко

Теории построены на анализе факторов, влияющих на процесс мотивации. Основной задачей теории является анализ и отражение потребностей человека, их структуры и содержания.

Психологические

Психологические теории

Мотивационные психологические теории возникли в 17-18 веках.

Они были построены на идеях рационализма. Человека считали существом, отличным от животных и наделенным высшими дарами (самосознание, разум и т.д.)

Так теория решений и автомата объясняет поведение человека и поведение животного на рационалистической и иррационалистической основе соответственно.

Во второй половине 19-го века теория мотивации была пересмотрена благодаря Ч. Дарвину, предложившему миру теорию эволюции. Теперь понятие связывали с инстинктами, а потребности поделили на две группы (социальные и биологические).

Далее биологизатор У. Макдуггал и Фрейд прировняли все поведенческие стратегии к врожденным инстинктам. Фрейд выделял лишь один инстинкт (либидо), а затем добавил еще и инстинкт смерти.

А Макдугалл предложил список из 10-ти инстинктов (строительство, бегство, репродуктивность, любопытство и т.д.).

Курт Левин рассматривал мотивацию как набор валентных единиц, по аналогии с химией. Г. Мюррей поделил потребности на первичные и вторичные. А. Маслоу вывел самую популярную концепцию, согласно которой потребности имеют иерархическое деление.

На низшем (базовом) уровне находятся органические (естественные) потребности. Далее идут потребности в безопасности, аффилиации, познании, эстетике и самоактуализации. Их удовлетворение происходит посредством смещения фокуса от низшего уровня к высшему уровню.

Когнитивные

Когнитивные теории

Когнитивные теории оценивают мотивацию как механизм выбора той или иной формы поведения.

И этот процесс регулирует мыслительная деятельность.

С. Боллес рассматривал механизм выбора как ответ на внешний раздражитель в случае острой необходимости и выбор возможности по случайному алгоритму в любое другое время.

Эдвард Л. Деси считал, что внутренняя мотивация является неким &#171,прописанным кодом&#187, в организме, так как зависит от врожденных особенностей индивида.

Лион Фестингер предложил &#171,Теорию когнитивного диссонанса&#187,, согласно которой любое знание или убеждение можно считать когницией.

А при столкновении взаимоисключающих когниций человек испытывает чувство дискомфорта и стремится от него избавиться, мотивируясь на действия.

Тейлора

Тейлор первым применил содержательный подход к вопросу.

Сущность теории заключается в том, что человек будет наиболее мотивирован, если его вознаграждение связанно напрямую с уровнем производительности труда.

Он внес два новых элемента, которые должны были простимулировать работников: премиальную систему оплаты и хронометр.

Отечественные

Отечественные суждения

Авторами наиболее успешных отечественных теорий были Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов.

Они акцентировали внимание на педагогической деятельности, при этом опуская мотивацию в рамках производства и трудовой сферы.

Согласно теории Выгодского человек имеет два полярных уровня развития (высший и низший). Эти уровни развиваются независимо друг от друга, но одновременно.

Они определяют высшие и низшие потребности индивида. Закрыть потребности одного уровня с помощью средств из другого уровня невозможно.

Леонтьева

Леонтьев в своих трудах писал о том, что предпосылкой к любому действию является субъект, имеющий потребности.

При этом наличие потребности , фундаментальное условие жизни для человека, как и способность дышать.

Потребность в более широком смысле , это необходимость в чем-то, что лежит вне организма. Т.е. стремление дополнить систему.

Диагностика

Путем множественных экспериментов было установлено, что существует оптимальный уровень мотивации. И диагностика этой сферы позволяет выявить, насколько реальный уровень соответствует оптимальному.

Для проведения диагностики применяют специальные методики:

    Диагностика и тестирование
  • тематический Апперцептивный Тест (ТАТ),
  • мотивационный тест Хекхаузена,
  • методика цветовых метафор,
  • техника репертуарных решеток,
  • опросник потребности в достижениях (Ю. Орлов).

Помимо этого активно применяют метод интервью, когда сбор данных происходит путем личного контакта специалиста и испытуемого.

Проблема мотивации в психологии

Человек может осознавать или не осознавать свои мотивы. И если он не отдает себе отчета в том, откуда берется мотивациях к тем или иным действиям, контролировать поступки и эмоции будет очень сложно.

Вопрос о мотивации поднимается каждый раз, когда необходимо определить причину тех или иных поступков индивида.

Поэтому задача психологии , объяснить, как формируется мотивационная сфера, какими методами можно на нее повлиять, как контролировать текущие процессы, связанные с данной сферой.

Мотивация помогает человеку выживать и развиваться, преодолевая трудности и поддерживая бесперебойную работу организма.

И если базовые стимулы мотивируют человека добывать хлеб и воду, то социальные помогают налаживать контакты, достигать успеха и получать признание. Таким образом, мотивация затрагивает все сферы жизни.

Мотивация: понятие, теории, виды и процесс: