Причины, классификация и степени олигофрении

Около 3% детей в настоящее время рождаются с отклонением в умственном развитии и, к сожалению, эта цифра имеет тенденцию к увеличению.

Что означает слово олигофрен и что такое олигофрения? Каковы ее симптомы и лечение?


Определение основных понятий в психологии

Что значит олигофрения? Олигофрен , это кто такой? Фото:

Определение основных понятий в психологии и фото

В МКБ-10 олигофрения имеет код F70-79 и означает приобретенную до трех лет или врожденную умственную отсталость, вызванную патологией головного мозга, неполное развитие психики или его задержку, характеризующуюся нарушением интеллекта, ведущие к полной или частичной социальной дезадаптации.

Термин &#171,олигофрения&#187, произошел от древнегреческого слова &laquo,ὀ&lambda,ί&gamma,&omicron,&sigmaf,&raquo, , маленький, и &laquo,&phi,&rho,ή&nu,&raquo, , ум.

Причины возникновения патологии

Каковы факторы развития и передаётся ли недуг по наследству? Причины возникновения олигофрении обусловлены множественными факторами.

Внешние причины:

    Основные причины возникновения патологии
  1. Тяжелые инфекционные заболевания матери ребенка, перенесенные ей во время беременности , например, грипп или краснуха.
  2. Интоксикация во время беременности, вызванная нарушением обмена веществ.
  3. Паразитарные заболевания матери при беременности.
  4. Травмы плода, в том числе, нанесенные при осложненных родах , ушибы, удары, сдавливание головы плода щипцами, а также длительное кислородное голодание при родах.

Внутренние причины:

  1. Наследственность, проявляющаяся в хромосомных заболеваниях.
  2. Нарушение углеводного и белкового обмена в организме.
  3. Воспалительные заболевания мозга в раннем детстве , менингиты, менингоэнцефалиты.

Около 75% случаев олигофрении вызваны врожденными факторами.

Классификация и виды

Олигофрению делят на две группы в зависимости от причин, которые привели к заболеванию:

    Классификация и виды заболевания
  • первичная , при которой умственная отсталость была приобретена по наследству,
  • вторичная , когда олигофрения стала последствием перенесенных инфекционных заболеваний, нанесенных травм мозга, отравлениями и нарушением обмена веществ, интоксикацией.

Также разделяют следующие формы заболевания:

  1. I форма , наследственная умственная отсталость на фоне нарушения развития костной ткани, микроцефалией, болезнью Дауна и прочими.
  2. II форма , умственная отсталость ребенка, вызванная во внутриутробном периоде его развития инфекционными и паразитарными болезнями матери.

    Например, рубеолярная олигофрения, возникающая при перенесенной матерью во время беременности краснухой.

  3. III форма , олигофрения, спровоцированная родовыми травмами, кислородным голоданием, а также болезнями ребенка до достижения им трехлетнего возраста , менингитом, энцефалитом, а также нанесенной черепно-мозговой травмой.
  4. IV форма , заболевание, вызванное прогрессированием какого-либо врожденного заболевания ребенка , например, дефектного развития головного мозга.

Стадии и степени развития

Стадии и степени развития недуга

Существует следующие стадии и степени умственной отсталости:

Олигофрения в степени дебильности (Легкая степень олигофрении):

  1. Легкая дебильность , при ней ребенок может обучаться со сверстниками в общеобразовательных школах лишь формально, а также справляться с материалом, преподаваемым во вспомогательных школах, достаточно успешно адаптироваться в социуме. Человек может освоить достаточный для выполнения простого труда объем знаний.
  2. Умеренная дебильность. При ней больной может усвоить программу обучения на уровне 8 классов во вспомогательной школе, а также приобрести навыки, необходимые для осуществления простой трудовой деятельности.

    Адекватно ведет себя в обычном быту, однако при нестандартных ситуациях теряется.

  3. Выраженная дебильность. Характеризуется выраженным недостатком развития интеллекта, человек может освоить начальные классы вспомогательной школы. Выполнение даже простой работы по дому может проходить только под присмотром. Часто наблюдаются дефекты речи, эмоции не выражены, человек социально дезадаптирован.

Олигофрения в степени имбецильности (Умеренная степень олигофрении):

  1. Нерезко выраженная имбецильность. Интеллект менее развит, чем при дебильности. Человек неспособен выполнять бытовые задачи простого уровня, нуждается в постоянном надзоре, может адаптироваться только к привычным условиям. Словарный запас ограничен несколькими десятками слов. Человек с трудом поддерживает личную гигиену, не способен полностью себя обслужить.
  2. Стадии и степени развития болезни

  3. Резко выраженная имбецильность. Характеризуется глубоко выраженным снижением интеллекта. Человек не способен к обучению в спецшколе, его интересы ограничиваются физиологическими потребностями, самообслуживание возможно лишь частично. Больным не всегда контролируется работа тазовых органов, также бывает нарушена моторика.

Олигофрения в стадии идиотии (Тяжелая степень олигофрении). У человека наблюдается полное отсутствие интеллектуального и речевого развития, полностью отсутствуют навыки самообслуживания.

Больной требует постоянного ухода за собой, не контролирует элементарные физиологические функции организма. Тело диспластично, моторные навыки сильно нарушены, эмоции простые полярные.

Также данные стадии олигофрении соответствуют следующим четырем степеням по функциональным нарушениям организма:

  • I степень. Включает в себя умственную отсталость в стадии легкой дебильности,
  • II степень. Соответствует умеренной стадии дебильности, а также осложненному типу легкой дебильности с эпилептическими припадками,
  • III степень. Умеренная дебильность осложненного типа с эпилептическими припадками и нарушениями в поведении , человек бродяжничает, его влечения расторможены. Также к данной степени относятся выраженная дебильность и не резко выраженная имбецильность,
  • IV степень. Соответствует олигофрении в стадии идиотии.

Симптомы и признаки у детей и взрослых

Общие симптомы и признаки у детей и взрослых

Олигофренический патопсихологический синдром характеризуется неспособностью обучаться, формировать понятия и абстрагироваться, а также примитивностью мышления.

Олигофренический симптомокомплекс выражен нарушением характеристик когнитивной сферы:

  1. Восприятие больного сужено. Человеку требуется достаточно много времени, чтобы узнать знакомое изображение. При выраженной дебильности больной с трудом различает цвета, может путать похожие друг на друга предметы на изображении. Также нарушено целостное восприятие зрительных объектов , на картинке опознаются лишь некоторые предметы, перечисляются только ли отдельные детали, тогда как содержание картики в целом не рассматривается.
  2. Память. Изучение нового материала сопряжено со значительными сложностями.

    Больной крайне тяжело запоминает новые полученные знания, медленно их осваивает на практике. Материал требует многократного повторения для запоминания.

    Не связанные между собой слова запоминаются очень долго, после чего быстро забываются и не могут быть воспроизведены. Больной плохо запоминает логические связи между объектами.

  3. Структура мышления характеризуется затруднениями в обобщении явлений, мысленные процессы протекают в замедленной форме, мотивация слабо выражена, абстрагирование от ситуации затруднено. Больной с трудом выявляет закономерности. Определение отличий предметов друг от друга также производится с трудом ввиду невозможности выявления их основных свойств и признаков.
  4. Симптомы и признаки заболевания у детей и взрослых

    Анализ абстрактных понятий невозможен, так как больной не может выявить их основную суть, обращая внимание на второстепенных или же случайных их признаках.

    Способность к классификации сильно затруднена или отсутствует, потому как больной не может сгруппировать объекты по основным признакам.

    Речь олигофрена бедна, словарный запас, как активный, так и пассивный, уменьшается с повышением степени олигофрении. Слова могут быть употреблены в несоответствующем им значении или произносятся с искажениями.

    В лексиконе больше слов, являющихся названиями предметов, а не характеризующих какое-либо понятие. У больного могут присутствовать дефекты речи. Письменная речь может не сформироваться.

  5. Воображение дефектное, фантазия плохо развита. События из собственной жизни передаются с трудом, также больному тяжело составить из предложенных слов какое-либо предложение либо рассказ.
  6. Эмоциональная сфера больного скудная. Высшие чувства отсутствуют, наблюдаются лишь элементарные чувства удовлетворения естественных потребностей. Собственные эмоции осознаются редко. Больной может как переоценивать свои возможности, так и сознавать свою неполноценность и переживать обиду по причине отрицательного отношения к себе окружающих людей.
  7. Мотивация слабо выражена. Больные легко внушаемы, тогда как собственная волевая активность низкая.
  8. Внешний облик характеризуется слабым выражением эмоций. Часто наблюдается нарушение двигательных функций.

Перечисленные симптомы имеют место независимо от того, какая причина вызвала олигофренический синдром.

Диагностика

Диагностика олигофрении

Формы заболевания, вызванные генетической предрасположенностью, в настоящее время могут диагностироваться еще при внутриутробном развитии ребенка.

При этом возможно искусственное прерывание беременности при обнаружении у плода олигофрении.

У ребенка на первом году жизни олигофрения диагностируется путем обнаружения комплекса соответствующих симптомов , например, ребенок не может держать голову до годовалого возраста, фиксировать взгляд на каком-либо одном предмете, а также определить направление исходящего звука, отсутствует улыбка и гуление в ответ на произносимую речь.

На втором году жизни умственная отсталость диагностируется по отсутствию попыток имитировать поведение взрослых, неразвитости моторики. Также ребенок не способен понять речь, с которой к нему обращаются.

На данном раннем этапе возможна диагностика тяжелых форм умственной отсталости.

У ребенка дошкольного возраста более легкие формы олигофрении проявляются в слабом развитии речи, низком словарном запасе для соответствующего возраста. Ребенок не может обслуживать себя, эмоционально беден.

Лечение, коррекция, адаптация

Лечение, коррекция, адаптация больных

Лечение умственной отсталости возможно в том случае, если ее причиной выступает нарушенный обмен веществ.

В этом случае ребенку даются соответствующие препараты, а успех лечения зависит от того, насколько организм их усваивает.

В остальных случаях можно лишь улучшать состояние больного ноотропными препаратами, средствами, улучшающими мозговое кровообращение, витаминными комплексами.

Также разработана программа реабилитации для умственно отсталых детей.

При этом в случае диагноза олигофрении легкой и средней тяжести их обучение происходит в специальных детских садах и школах-интернатах, в штат которых введена такая профессия, как олигофрен педагог , специалист по воспитанию и обучению умственно отсталых детей.

В данных заведениях детям прививаются необходимые навыки и знания в соответствии со степенью тяжести заболевания. Одновременно дети получают профессиональное образование. После окончания образовательного учреждения овладевшие необходимыми навыками люди могут трудоустроиться.

При всех формах диагностированной олигофрении больному назначается денежное пособие.

Сколько живут олигофрены?

Длительность жизни олигофрена не зависит от степени его умственной отсталости. В гораздо большей степени на это влияет заболевание, которое привело к олигофрении.

Способность умственно отсталого ребенка к социальной адаптации, конечно же, в самой большей степени зависит от тяжести данного заболевания и его причин.

Однако немаловажно и специализированное образование, в процессе которого усилиями соответствующих специалистов у ребенка будут максимально выработаны необходимые для жизнедеятельности навыки.

Олигофрения , психотерапия:

Читайте также:  Меня никто не любит! Почему? Психология и причины
Оцените статью
Информационный портал о здоровье человека, раздел медицины, изучающий функционирование почек и мочевыделительной системы