Формирование и развитие личности проходит ряд закономерных стадий. Личностный рост и саморазвитие как активный процесс являются необходимыми этапами гармонично развитой личности.
В этом пути существует ряд факторов, способных направить это развитие в том или ином направлении, а также наследственных и генетических возможностей для реализации.
Каковы цели и задачи тренинга личностного роста? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что такое развитие личности и личностный рост: определение
Развитие личности представляет собой процесс закономерной смены личностных характеристик и повышение адаптивных свойств личности.
При этом личностный рост наблюдается на всех этапах этого развития: от инфантильной до зрелой личности, и не заканчивается даже тогда, когда психологическая составляющая человека пришла в своему логическому завершению эволюционных изменений.
Каждая личность обладает определенным исходным набором предрасположенностей и задатков. Это наследственный багаж генетики, а также духа семейных и этнических традиций.
По мере взросления человека его познания о мире и опыт в нем расширяются, для выживания и сохранения своей индивидуальности он начинает меняться. Некоторые возрастные особенности психики как юношеский максимализм, неприятие правил сглаживаются и ",отмирают",.
Развитие личности в онтогенезе можно сравнить и с самим физиологическим развитием человека. И это неслучайно, ведь от зрелости нервной системы также зависит зрелость личностных качеств человека.
В норме оба эти пути идут параллельно, взаимно дополняя друг друга. В финале этого процесса образуется зрелый человек, адаптированный к окружающему миру.
Однако условия всегда подвержены изменению, и у любого человека есть какие-либо стремления и цели, поэтому личностный рост на этом не заканчивается: личность продолжает совершенствовать приобретенные характеристики.
Психология
Процесс самосовершенствования требует огромных усилий от человека. Поэтому прийти к этому шагу можно только осознанно.
Под давлением обстоятельств и мнения общества в человеке происходят такие изменения, которые позволяют ему комфортно находиться среди этих людей в этих условиях.
Однако когда он понимает сам, что ему нужно что-то изменить в себе, начинается путь саморазвития личности. Этот процесс гораздо более сложен, чем нормальное ",взросление", психики, поскольку тут не выделяется никаких этапов или критериев.
Саморазвитие включает в себя:
- профессиональное совершенствование,
- развитие каких-либо положительных качеств (терпение, доброта, сила воли),
- улучшение отношений с окружающими людьми,
- построение новых отношений, знакомства,
- нахождение и развитие интересов и увлечений,
- расширение познаний о мире.
Человек стремится улучшить свое понимание обстановки вокруг себя и в мире в целом.
Сподвигать на такие изменения могут различные причины, однако все они характеризуются наличием собственного выбора личности.
На определенном этапе сомнений и выработки решений какой-либо проблемы перед личностью встает вопрос , решиться на самоизменение или же продолжать пребывать в таком состоянии. Первый выбор требует большой самоотдачи и смелости, поэтому такие люди имеют сильный характер или стремятся к этому.
Источники
В качестве источников для своего развития личность может использовать практически все в своем окружении.
При этом все источники можно разделить на две большие группы: внешние, то есть окружающую обстановку, и внутренние , обусловленные собственными характеристиками личности.
К внешним относится:
- Социум , семья, рабочий коллектив, друзья, случайные люди в жизни человека.
- Политическая обстановка , кризисы или период благоденствия в стране влияют на уровень стресса в жизни каждого человека.
- Экологическая обстановка: фактор, который люди пытаются изменить, осознавая взаимное влияние его на них, что сподвигает к изменению образа жизни.
- Рабочие и профессиональные отношения , складывают в личности мотивации и стремления, а также трудности по их реализации.
- Бытовые условия , формируют определенный источник проблем, которые человек вынужден решать параллельно с остальными, что влияет на его становление как самостоятельного индивида.
- Образование и возможность его получить.
- Культурный уровень и шанс его повысить в месте проживания личности.
- Путешествия.
Все внешние факторы создают среду вокруг человека, в пределах которой он может меняться, и которая меняет его самого.
Также существует ряд внутренних источников:
- наследственность,
- темперамент, характер человека,
- уровень интеллектуального развития,
- культурный уровень,
- направленность личности,
- семейное положение,
- профессиональная или образовательная деятельность,
- социальная роль.
Внутренние источники закладываются в семье и подвергаются изменению в течение всей жизни.
Они отличаются большей динамичностью и пластичностью, чем внешние источники, формируя в человеке его внутренний стержень и опору в психологическом отношении.
Внутренние факторы оказывают не только мотивирующее и развивающее влияние, но также и являются источниками сил и вдохновения для роста личности.
Процесс формирования
Личностный рост человека начинается с самого рождения с того момента, как он начинает активно познавать внутренний мир. В период детства и юности происходит наиболее бурное развитие индивидуальных характеристик, которые в то же время сильно подвержены внешнему влиянию.
Становление индивидуальности окончательно происходит в подростковом периоде, когда человек начинает осознавать свою социальную роль, вступает в новые отношения и видит неизбежность перемен для выполнения своей роли в этих отношениях.
Формирование зрелости личности продолжается по мере увеличения нагрузки на жизнь человека в виде обязанностей и ответственностей. Умение с ним справиться и не потерять индивидуальность под давлением обстоятельств характеризует финальную точку личностного роста.
Развитие личностных качеств происходит по определенному механизму: отрицания этой необходимости , ",воспринимайте меня таким какой я есть", до принятия жизненно важной необходимости перемен в себе , ",я должен развиваться, чтобы достичь что-либо",.
Этапы, стадии и фазы развития
Выделяют несколько классификаций этапов развития личности: стадии развития личности по Фрейду и этапы развития по эпигенетической теории развития личности Эрика Эриксона.
По Фрейду выделяются следующие стадии развития:
- Оральная: от 0 до полутора лет, в этот период человек активно взаимодействует с матерью, к концу стадии начинает отделяться от нее.
- Анальная: от полутора до трех лет, ребенок приучается к туалету и самоконтролю.
- Фаллическая: от трех до шести лет, человек идентифицирует свой пол.
- Латентная: от шести до двенадцати лет,происходит активная социализация ребенка.
- Генитальная: подростковый период, в течение которого происходит окончательное становление роди индивида в обществе.При этом ведущим фактором развития личности является сексуальное взросление и самоидентификация. Большую роль в личностном росте играют биологические характеристики, которые человек пытается интегрировать в обществе.
Классификация по Эриксону включает восемь этапов психосоциального развития личности, которые соотносятся с этапами Фрейда. Классификация по Э. Эриксону представлена в таблице.
Этап | Установка | По Фрейду |
Мледанчество | Базальное доверие или недоверие | Оральная стадия |
Раннее детство | Самостоятельность, сомнение, стыд | Анальная стадия |
Возраст игры | Инициативность, чувство вины | Фаллическая стадия |
Школьный возраст | Трудолюбие, самореализация | Латентная стадия |
Юность | Идентичность и смешение ролей | Генитальная стадия |
Молодость | Близость или социальная изоляция | |
Зрелость | Продуктивность или инертность | |
Старость | Ценность или отчаяние |
Эпигенетическая теория развития личности пользуется популярностью и в настоящее время.
Также выделяют следующую классификацию:
- Этап первобытного человека: личность руководствуется инстинктами.
- Уровень обывателя: восприятие только готовой информации.
- Этап ",начальника", , взятие инстинктов и желания под контроль, саморазвитие.
- Этап ",блаженного", , принятие социальной ответственности, изменения во благо другим.
- Этап мудреца , развитие критичности мышления, формирование собственных независимых установок.
- Просветление личности: осознание временного непостоянства окружающего мира, принятие ценности настоящего вне погони за будущим.
Такая культурно историческая теория развития личности предполагает отождествление каждого этапа с определенным историческим этапом общественных отношений.
Периодизация
Разделение личностного роста на определенные периоды происходила со времен становления психологии как науки. При этом многие ученые предлагали свои варианты классификаций.
Современной является деление по возрасту:
- раннее детство: 1-3 года,
- дошкольный период 3-6 лет,
- школьный возраст 7-12(14),
- юность 12-19 лет,
- молодость 20-25 лет,
- зрелость 26-64 года,
- старость более 65 лет.
Периоды соответствуют возрастному разделению.
Попытки соотнести биологический и психологический возраст принимались многими учеными: Пифагором, А. Гезеллом, П. П. Блонским, С. Холлом.
Однако целостная система так и не была выработана окончательно. Поэтому общепринятой считается периодизация по возрастам.
Уровни
Выделяют несколько классификаций уровней развития. Российские психологи выделяют семь таких уровней:
- Выживание , направлен на сохранение биологической целостности организма, реализация инстинктов.
- Размножение , становление семьи и профессиональной реализации индивида.
- Управление , совершенствование социальной роли, взятие потребностей под контроль.
- Чувственность , развитие способности к сопереживанию и эмоциональному восприятию окружающего мира.
- Совершенствование , творческое направление деятельности, стремление внести какой-либо вклад в сообщество.
- Мудрость , осознание жизненных успехов и неудач, развитие мышления и интеллекта личности.
- Просветление , принятие личности себя, ощущение собственной гармонии.
Направления
Человек может развиваться в личном, то есть духовном направлении и в социальном.
Духовное развитие предполагает совершенствование душевных качеств, особенностей поведения, которые идут во благо человеку и соотносятся с нормами морали и нравственности.
Сюда относит воспитание в себе доброжелательности, скромности, самопожертвования, а также силы воли и характера. К духовному направлению также относят сферу интересов личности.
Расширение кругозора и углубление познаний о мира развивает психику человека и его индивидуальные качества , мышление, критический подход, интеллект.
Также духовное развитие формирует мировоззрение личности и основные психологические установки: политическую позицию, отношение к другим людям, ценности.
Личное развитие реализуется как самим человеком, так и при воздействии общества в коллективах, в период получения образования. Большую роль в этом играют семейные отношения.
Социальное направление характеризуется развитием социальной роли индивида. Каждый человек играет сразу несколько таких ролей:работник, семьянин, друг, коллега.
Во всех этих качествах возможно совершенствование и развитие личности. Сюда относится карьерный рост, создание семьи,рождение детей. Социальное направление тесно связано с духовным и личным, поскольку осуществляется на основании него.
Движущие силы
К основным движущим силам личностно роста относят:
- уровень потребностей человека,
- мотивации и цели личности,
- уровень развития интеллекта и мышления,
- социальная роль личности,
- давление общества,
- физические характеристики,
- наследственность,
- климат в семье и рабочем коллективе,
- успехи ил неудачи окружающих,
- сила воли и темперамент личности.
Эти элементы являются отправными точками личностного роста и толкают человека на изменения.
Группа личностного роста при этом составляет наиболее развитых индивидов и также двигает развитие личности.
Основные механизмы
Рост осуществляется по основному механизму адаптации к условиям вокруг. Индивид пытается сохранить свою уникальность, при этом поддерживая комфортное сосуществование с окружающей обстановкой.
Механизм принятия и отвержения каких-либо качеств помогает этому способу личностного роста. На определенном этапе включаются механизмы отрицания, которые остерегают человека от каких-то изменений или же сохранения текущего состояния.
В финальном этапе развития включаются процессы сохранения настоящего этапа развития и самосохранения.
Условия
Для нормального процесса личностного развития необходимо иметь соответствующие условия.
Первым и одним из самых важных является семья и семейные отношения. В этих условиях начинается развитие личности и до определенного этапа семья является основным фактором влияния.
При этом имеют значение как поощрительные воспитательные меры, так и ограничительные. Не менее важным является образовательный коллектив и сама возможность получения образования.
В этих условиях начинает формироваться социальная роль индивида, и его личность начинает постепенно меняться. Необходимым компонентом роста является наличие трудностей и стрессов.
Эти факторы играют воспитательную и укрепляющую дух роль в росте личности. Без негативных ситуаций и переживаний невозможно гармоничное развитие человека.
Также необходимостью адекватного роста являются некоторые лишения , финансового и духовного характера. В этих условиях человек учится ценить сравнивая.
Для нормального процесса личностного роста необходим баланс положительных, комфортных и негативных, мобилизующих условий.
Общие закономерности личностного роста:
- социальная обусловленность,
- адаптивная направленность,
- реализация наследственного генетического задатка,
- большая роль мотиваций и установок личности,
- динамичность изменений,
- развитие личности в зависимости от окружающих условий,
- отсутствие перемен снижает уровень роста,
- направление развития определяется создавшимися условиями в балансе с личностными качествами (принципы, мировоззрение).
Концепции
Поскольку личность постоянно меняется, а учение об этом развивается, нет возможности выделить какую-то единую концепцию. Существуют:
- Социогенетическая концепция: в развитии личности ведущую роль играет общество, а человек лишь пассивно принимает это влияние на себя.
- Биологизаторская: на личностный рост основное влияние оказывает наследственность и воспитание человека в семье.
- Психоаналитическая: личность постоянно ищет равновесие с окружающей обстановкой, подстраиваясь под нее.
- Концепция черт: изменения реализуются генетикой совместно с условиями среды.
- Биосоциальная концепция: биологические особенности личности находятся во взаимодействии с его социальными ролями и условиями.
Теории
Психоаналитическая теория Фрейда: единство трех структур , Я, Оно и Сверх Я порождает в человеке гармонию и постоянный внутренний конфликт одновременно. Личность балансирует на равновесии и соподчинении этих элементов.
Теория научения или бихевиоризма гласит о ведущей роли образования и научения в личностном росте.
Когнитивная теория развития выделяет процессы познания мира как ведущие факторы и мотиваторы развития. Человек растет вместе с ростом его интеллекта и мышления.
Гуманистические теории развития выделяют стремление сохранить свой и общественный комфорт в равновесии и выделяет альтруизм и самосознание как ведущие механизмы роста личности.
Деятельностная теория Ухтомского и Выготского рассматривает активность и деятельность личности в различных сферах ведущими элементами роста.
Нормы и патологии
В рамках сложности определения понятия нормы развития, трудно выделить конкретные характеристики этого состояния.
Норма означает соответствие внутреннего содержания психики человека внешним условиям и их эффективное взаимодействие.
Оно проявляется в :
- личной гармонии и ощущении счастья,
- социальной реализации,
- профессиональных успехах,
- семейном благополучии,
- материальном благосостоянии.
Нормальная личность развивается соответственно возрасту и успешно преодолевает трудности. Патологией этого процесса является отставание или ускорение в развитии.
При замедлении роста человек не может приспособиться к условиям и не справляется с нагрузками. Пр опережении психика зачастую бывает не вполне готова к изменениям, также не готово и общество принять взрослого не по годам индивида.
Кризисы
Кризисом в этом отношении называется несоответствие внутреннего мира человека и сложившихся условий, в которых он не в состоянии нормально существовать. Кризисы как правило случаются в переходные периоды:
- Кризис новорожденности: переход от материнского организма во внешний мир.
- Кризис первой идентификации: смена семейного коллектива на социальный(школа).
- Подростковый кризис: бурное развитие половой функции, начало встраивания в общество.
- Встреча с взрослой жизнью в 20-25 лет: принятие новых норм и обязанностей.
- Сексуально-половой кризис: необходимость построения семейных отношений.
- Кризис среднего возраста: переоценка прожитых лет.
- Кризис пожилых: страх смерти, неудовлетворение от пережитого.
Проблема
В процессе роста индивида наблюдается постоянное столкновение с различными конфликтами.
Основной проблемой этого процесса является столкновение между личным комфортом и общественными установками.
Отсюда происходят моральные, этические, религиозные и даже политические проблемы. Эти сложности изучаются специалистами смежных дисциплин: психологии, социологии, педагогики. Даже физиологи и анатомы принимают участие в расширении знаний по этому вопросу.
Развитие личности является сложным процессом, который имеет некоторые закономерности и стадии развития. Единых подходов к трактовке этих понятий не выработано.
Все разработанные классификации и системы оценки актуальны и используются при работе с этим процессом.
Гармонично развитая личность наиболее полно адаптирована к окружающему миру, что и является конечной целью личностного роста.
Техники личностного роста: