Детское воровство широко распространено, и даже обеспеченные родители, уделяющие достаточное количество внимания своим детям, могут узнать, что их ребенок что-то украл.
Дети крадут по множеству различных причин, основными из которых являются месть, стремление получить желаемое во что бы то ни стало, недостаток воспитания, желание выглядеть более интересным в глазах окружающих благодаря наличию дорогой игрушки.
Что лечит детский нейропсихолог? Узнайте об этом из нашей статьи.
Общие сведения о детском воровстве
В обществе распространено стремление называть мелкое воровство, включая детское, клептоманией, что является ошибкой.
Клептомания , психическое заболевание, которое встречается сравнительно нечасто.
Клептоману крайне сложно сдержать порыв украсть что-либо, а благодаря воровству он чувствует удовольствие и снимает нервное напряжение.
Порывы украсть что-либо у клептомана усиливаются, если в его жизни произошло что-то психотравмирующее.
При этом такой человек может прекрасно осознавать, что поступает неправильно. Большинство клептоманов пытаются бороться с болезнью при помощи психиатров и психотерапевтов.
Наиболее часто клептомания встречается в 30-40 лет. В детском возрасте это заболевание , большая редкость. Поэтому детское воровство стоит называть именно воровством, а не клептоманией.
Украсть может даже тот ребенок, который не испытывает недостатка в игрушках и вкусной еде, но чаще воруют дети из неблагополучных семей, которые регулярно испытывают чувство собственной неполноценности, глядя на счастливых сверстников, одетых в красивую одежду и приносящих в коллектив интересные игрушки.
Активное желание воровать у таких детей может сочетаться с другими девиантными особенностями, например с повышенной агрессивностью.
Почему дети воруют?
Зачем дети воруют? Основные причины детского воровства:
- Импульсивное стремление заполучить желаемое во что бы то ни стало. Особенно это касается детей младше семи-восьми лет, которым не всегда удается всецело контролировать собственные импульсивные желания. Ребенок увидел привлекательный предмет и взял его, практически не задумываясь о последствиях. Даже если определенные моральные установки у него есть, желание обладать предметом оказывается более сильным, чем страх перед наказанием.
- Желание привлечь к себе внимание окружающих при помощи красивой игрушки. Дети довольно быстро замечают, что ребенок с интересной и красочной игрушкой или с вкусной едой моментально привлекает к себе внимание сверстников: все хотят подружиться с ним, пообщаться, потому что появляется возможность получить сладость или поиграть с чудесной игрушкой. Многие дети начинают в этом видеть причинно-следственную связь: если у меня есть интересный предмет, меня будут любить, я получу друзей.
Родителям и воспитателям важно дать детям другую установку: настоящая крепкая дружба строится иначе, и личностные качества в ней куда важнее, чем игрушки.
- Кража ради развлечения, всплеска адреналина. Это в большей степени касается подростков. В подростковом периоде человек активно ищет себя и может делать неправильные моральные выводы. Если подросток свяжется не с той компанией, он может попытаться украсть что-либо. Чаще всего , из-за желания заработать, а иногда , просто для того, чтобы почувствовать азарт, доказать собственную крутость себе и друзьям.
- Месть. Ребенок может попытаться отомстить взрослому или другому ребенку, который его обидел, при помощи кражи дорогого предмета. Причем сам предмет его часто не интересует. Дети, крадущие из мести, могут попытаться повредить украденный предмет, чтобы отомстить сильнее (порвать купюры, выпачкать игрушку).
- Пробелы в воспитании ребенка. Каждый родитель должен позаботиться о том, чтобы его ребенок получил необходимые моральные установки. Следует объяснить детям разницу между «,своим», и «,чужим», еще в первые годы жизни и в дальнейшем совершенствовать эти установки. Причем пробелы в воспитании могут возникать у детей из семей разного уровня. В группе риска дети из крайне неблагополучных семей, в которых родители не уделяют никакого внимания воспитанию.
В крайне редких случаях ребенок ворует потому, что его об этом попросил важный взрослый, например кто-то из родителей, или в тех случаях, когда взрослый четко ему сказал, что воровать , хорошо, полезно. Это касается небольшого процента маргинальных семей.
Фактором, увеличивающим вероятность, что ребенок захочет украсть, являются финансовые проблемы в семье. Однако даже ребенок из крайне нуждающейся семьи вряд ли совершит кражу, если его родители дали ему четкие моральные установки насчет этого.
Поэтому этот фактор может ощутимо увеличивать вероятность лишь при наличии дополнительных, таких как отсутствие должного воспитания, жизнь с токсичными или маргинальными родителями, негативное влияние друзей, знакомых.
Также чаще воруют и обманывают дети, которым не хватает внимания и любви.
Что делать, если ребенок грызет ногти? Советы психологов помогут вам!
Советы психолога
Если ребенок что-то украл и Вам следует отреагировать немедленно (то есть Вы только что это выяснили), важно:
- Не переходить к агрессии. Во-первых, Вас могли дезинформировать: возможно, произошла какая-то ошибка и ребенок на самом деле ничего не крал. Во-вторых, любая агрессия неконструктивна и лишь усилит психоэмоциональную травму, которая и так будет у ребенка, когда он до конца осознает произошедшее. Постарайтесь успокоиться. Выпейте воды, досчитайте до десяти, сделайте пару глубоких вдохов и после этого переходите к серьезным действиям.
И разбираться с ситуацией, обсуждать ее с ребенком нужно лишь тогда, когда Вы четко уверены, что украл именно он.
- Осознать, что прямо сейчас донести до ребенка необходимые постулаты не удастся. Вам всем нужно успокоиться.
Сделайте то, что можете сделать в данный момент: поговорите с пострадавшими (продавцом, родителем ребенка, у которого было что-то украдено, администрацией), подумайте, как Вы можете исправить произошедшее. Параллельно постарайтесь объяснить ребенку, что он поступил плохо и красть нельзя. Говорите уверенным, твердым голосом, лишенным агрессии. Ни в коем случае не поднимайте на ребенка руку.
Когда Вы и ребенок окажетесь в спокойной обстановке, тогда нужно переходить к полноценному обсуждению ситуации. Задайте вопросы, связанные с произошедшим.
Скорее всего, ребенок не сможет рассказать все в подробностях, будет плакать и может вовсе замолчать, не сказав ничего по делу.
Это нормально: он переживает произошедшее, чувствует себя беспомощно и расстроен. Важно в этот момент не сорваться на него.
Ребенок что-то украл в магазине , рекомендации:
- Если предмет из магазина находится в надлежащем состоянии, его следует немедленно вернуть и объясниться с продавцом вместе с ребенком. Важно, чтобы ребенок принес извинения.
- Если продавец не хочет принимать товар обратно либо товар находится в плохом состоянии, важно проговорить с ребенком этот момент: объяснить ему, что теперь придется заплатить за то, что он украл. Если у ребенка есть карманные деньги, именно их нужно использовать для оплаты, чтобы он осознавал потерю.
Ребенок украл у родителей , советы:
- Постарайтесь успокоиться, ведите себя сдержанно. Расспросите его в спокойной обстановке о том, почему он это сделал и что планировал купить на взятые без спроса деньги. Во время обсуждения избегайте грубых слов («,вор»,, «,преступник»,, «,украл»,), которые лишь усилят возникшее напряжение и не помогут решить ситуацию.
- Если у ребенка нет карманных денег, важно обсудить с ним возможность их появления. Даже если финансовое состояние семьи достаточно плачевное, важно выделять хотя бы небольшое количество денег: это поможет ребенку научиться их ценить и определять приоритеты. Некоторые дети берут деньги родителей потому, что не ощущают их ценность и считают, что пропажу не заметят.
- Если у ребенка уже есть карманные деньги, но ему не хватает, обсудите, можно ли увеличить сумму и за счет чего. Полезно поставить ребенку условие: он берет на себя какую-то обязанность и благодаря этому получает больше денег. Детям постарше можно предложить подзаработать на летних каникулах.
Если ребенок взял деньги для кого-то, важно разобраться в этой ситуации и при необходимости обратиться в полицию (в случае, если речь идет о вымогательстве).
Как бороться с проблемой?
Рекомендации:
- Главное , профилактика. Обсуждайте с ребенком тему воровства, предлагайте ролевые игры, связанные с этим, спрашивайте, как бы он поступил в тех или иных ситуациях. Четко объясните ему разницу между «,чужое», и «,свое», еще в раннем возрасте.
- Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка были карманные деньги. Это поможет ему лучше понимать их ценность.
- Воспитывайте в нем самостоятельность. Чаще отправляйте за покупками, обозначьте спектр вещей, которые ему нужно делать регулярно. Дети, которые осознают сферу своей ответственности с раннего возраста, также лучше осознают ценность денег, чем дети, которых чрезмерно опекают.
- Позаботьтесь о том, чтобы в семье была спокойная, доверительная обстановка. Если ребенок знает, что он может доверить что угодно и не получить агрессию, ему будет легче сказать о своих желаниях, а необходимость красть отпадет.
Как отучить ребенка биться головой? Читайте об этом здесь.
Как наказать ребенка за кражу?
Советы:
- Исключите любое насилие. Ни в коем случае не поднимайте на ребенка руку, не обвиняйте его, не насмехайтесь над ним, не ограничивайте его перемещения, не отнимайте игрушки.
Это ничему не поможет, а лишь усугубит его самочувствие и разрушит доверие.
- Хорошим вариантом будет использовать карманные деньги. При этом ребенок четко должен понимать, почему количество его карманных денег будет уменьшено (объясните ему, что эту сумму Вы заплатите за предмет, который он взял).
- До девяти-десяти лет наказывать серьезно ребенка нельзя: их волевая сфера недостаточно развита, поэтому им сложно себя контролировать. При этом «,серьезное наказание», даже в случае с детьми постарше не должно включать насилие и оскорбления.
- Воровство , проблема, требующая комплексного подхода. Родителям следует тщательно вникнуть в ситуацию и постараться конструктивно ее решить, чтобы в дальнейшем повторения не было. Подобный подход работает намного лучше обычного наказания.
Если ребенок ворует регулярно, а увещевания и мягкое наказание не работают, необходимо обратиться к специалисту по детской психологии.
Как отучить от пагубной привычки?
Основные рекомендации:
- Проблему важно решать комплексно, в случае необходимости , подключать психолога. Необходимо выяснить причины воровства и работать с ними.
- На каждую причину нужно найти конструктивное решение. Если ребенку не хватает карманных денег, обсудить с ним варианты. Если в семье откровенная нехватка финансовых средств, спокойно, без истерик и агрессии объяснить ему сложившуюся ситуацию.
При этом, если ребенка все это время отстраняли от ответственности и взаимоотношений с деньгами, он может не понять объяснений родителя, ведь деньги для него особой ценности не получили.
- Если ребенка слишком сильно опекали, от этого необходимо отступать. Постепенно расширяйте зону его ответственности, давайте больше поручений. Если ребенок достаточно взрослый и давно хочет домашнее животное, заведите его, но обозначьте, что основной уход за ним лежит на ребенке.
- Не оставляйте деньги открыто, если ребенка уже замечали на воровстве. Не усиливайте соблазн взять.
Как объяснить малышу, что воровать нельзя?
Советы:
- Приводите примеры, показывайте и обсуждайте контент, затрагивающий тему воровства. К примеру, можно использовать картинки, изображающие различные события, касающиеся воровства. Пусть ребенок опишет то, что видит на картинке, и выскажет мнение. Если в сказке или мультфильме была показана тема воровства, следует узнать у него мнение (кто из героев поступил хорошо, а кто плохо).
- С раннего возраста важно постараться объяснить ему, что значит «,свое»,, а что «,чужое»,. Неоднократно напоминайте ему о разнице между своим и чужим, особенно в подходящих ситуациях (например, если маленький ребенок взял чужую игрушку на детской площадке).
Если ребенок уже попадался на воровстве, помочь ему изменить установки может детский психолог. Важно обратиться к нему, особенно если ребенок воровал неоднократно.
Как успокоить капризного ребенка? Ответ узнайте прямо сейчас.
Почему дети воруют? Мнение психолога: