Основные методы исследования в психологии

Методы исследования в психологии, которыми руководствуются специалисты, позволяют получать достоверные и полные сведения, посредством которым можно составить практические рекомендации.

Какие методы психологических исследований вы знаете?


Понятие психоанализа

Понятие психоанализа в психологии

Что такое психоанализ?

Психоанализ , это метод коррекции психических патологий, в основе которого лежит выявление переживаний индивида, вытесненных на бессознательный уровень.

Принципы психологического исследования

Основные методологические принципы психологического исследования:

  1. Принцип детерминизма. Все психические явления представляют собой ответ организма на внешние факторы.

    Т.е. в отношении любого явления можно установить причинную связь с внешней средой.

  2. Принцип объективности. Специалист должен исследовать явления в том виде, в каком они существуют в реальности, не привнося что-либо от себя. А изучить субъективную сферу психических явлений позволяют объективные методы.
  3. Принцип единства психической деятельности. Психика человека , это цельная система, которую невозможно разделить на составляющие. Специалист для &#171,упрощения&#187, работы может выделить какие-то определенные процессы, свойства и состояния. Но это вовсе не означает, что их можно рассматривать без привязки к системе.
  4. Главные принципы психологического исследования

  5. Принцип развития психики. Психику нельзя изучать как &#171,застывший во времени&#187, феномен, оперируя только текущим моментом. Психическая деятельность изучается в развитии, с учетом истории жизни пациента и даже общих исторических тенденций.
  6. Принцип роли деятельности. Психика развивается во время деятельности и деятельного контакта с окружающими, а также отражает объективный мир.
  7. Принцип конкретности. Что он означает?

    При работе с клиентом важно учитывать конкретные условия его развития, такие как внутрисемейные устои, условия жизни и деятельности в образовательном учреждении, на работе и т.д.

Методики

Психологи при реализации своей профессиональной деятельности могут применять самые различные методы. Можно выделить две основные группы: практические и теоретические методы.

Теоретические

Эксперимент

Эксперимент: описание

Он может быть лабораторным или естественным.

Это главный (основной) метод психологического исследования.

При проведении эксперимента специалист искусственно создает некие условия, способствующие проявлению психических процессов, или же наблюдает испытуемого в естественных обстоятельствах.

Лабораторные эксперименты отличаются использованием специальных приспособлений, техники и оборудования. Деятельность человека, участвующего в эксперименте как центральное исследуемое лицо, подчиняется регламенту и заданиям.

При естественном эксперименте человек находится в рамках естественных условий и среды. Испытуемый также не подозревает о том, что за ним производят наблюдение.

Поэтому объект наблюдения пребывает в расслабленном состоянии и действует в рамках привычной ему модели поведения.

Наблюдение

Специалист направленно воспринимает и регистрирует поведение испытуемого, не выходя при этом за рамки привычных для объекта наблюдения условий.

Данный метод применяют в случаях, когда вмешательство специалиста может помешать взаимодействию человека и окружающего мира, в результате чего исследователь получит недостоверную картину реального поведения объекта.

Наблюдение: методика

Специалист в ходе наблюдения не может зафиксировать психические свойства (в прямом понимании этого слова).

Он может увидеть и зарегистрировать лишь проявления этих свойств, а затем на основании этого строить предположения о наличии или отсутствии определенных психических свойств.

К наблюдению также можно отнести анкетирование и исследование психических продуктов, которые нередко выделяют в качестве отдельных методов.

Тестирование

Особенности и свойства личности выявляются посредством тестов. Тестирование предполагает, что испытуемый отвечает на вопросы/делает &laquo,выбор из&raquo,/составляет персональную выборку, имея ограниченное количество времени и вариантов ответа.

Эффективность тестов можно определить через валидность и надежность, доказанные экспериментальным путем.

Биографический

Суть метода заключается в подробном изучении анамнеза жизни человека, истории его развития и социализации, переломных и кризисных моментов.

Также специалист берет во внимание настоящий момент, регистрируя актуальные события из жизни объекта наблюдения.

Биографический способ

На основе полученных данных можно прогнозировать дальнейший ход событий.

При биографическом исследовании специалист стремится выявить адаптационный тип и стиль жизни пациента, чтобы в дальнейшем определить &#171,уязвимые точки&#187, и закрыть их.

Опрос

Метод, в основе которого лежит способность к вербальной коммуникации. Специалист задает испытуемому вопросы в ходе личной беседы, а испытуемый дает ответы.

Чаще всего данный метод применяют в работе с группами. Выделяют стандартизированные и нестандартизированные опросы.

Беседа

Несмотря на то, что беседа является одной из форм наблюдения, справедливо выделить ее как отдельный метод.

С помощью беседы можно уточнить у испытуемого какие-либо отдельные моменты, которые остались неявными в процессе наблюдения, но при этом могли бы дополнить полученные данные.

Через беседу можно не только получить достоверные сведения от первоисточника, но и понять человека, составив в ходе прямого взаимодействия его психологический портрет.

Контент-анализ

Контент-анализ: понятие

Контент-анализ как метод исследования в психологии применяется достаточно часто, но при этом особняком стоит от других распространенных методов.

Это связано с тем, что при проведении контент-анализа специалист работает не с человеком, а с носителем информации, содержащим сведения о человеке.

Другие

В отдельную группу можно вынести методы исследования в педагогической психологии. Здесь доминирует акцент на изучении продуктов деятельности, полученных в ходе процесса научения.

Анализу может быть подвергнут результат решения задачи, сочинение, творческие продукты и т.д.

Большую роль в данном случае играет и социометрический метод, который позволяет отследить тенденции развития взаимоотношений в коллективе учащихся.

Любое исследование на стыке психологии и педагогики включает в себя не менее четырех этапов:

  • подготовка,
  • исследование,
  • качественный и количественный анализ,
  • интерпретация.

Практические

    Практические методы
  1. Внушение. Специалист формирует у клиента определенные установки, состояния, надстройки, позиции и т.д. Важное условие метода , отсутствие волевого усилия. Человек усваивает новые формулы без труда, на автоматическом уровне.
  2. Подкрепление. Суть метода заключается в том, что испытуемый в ответ на свои действия получает молниеносную реакцию со стороны исследователя или окружающего мира. В результате человек связывает эти два элемента (действие , реакцию) и в случае положительной реакции сохраняет модель поведения, а в случае отрицательной , исключает.
  3. Психологическая консультация. Клиент получает от специалиста рекомендации, которые последний выводит по результатам разговора с человеком.

    В ходе разговора прорабатываются проблемы и кризисные точки клиента, а по итогу намечаются определенные и эффективные шаги, которые позволят скорректировать ситуацию.

Классификация в таблице

Если рассматривать методы в рамках этапов научного исследования, можно кратко выделить:

Группа

Методы

Организационные методы

Сравнительный метод, лонгитюдный, комплексные методы и т.д.

Эмпирические методы

Наблюдение, тест, анкеты, беседы, праксиметрические методы, метод биографии и т.д.

Методы анализа

Качественные и количественные методы исследования (анализа), в т.ч. дифференциация по типам, психологическая казуистика и т.д.

Интерпретационные методы

Генетические и структурные методы

Методы исследования мышления в психологии

Методы исследования мышления в психологии по Лущихину

При исследовании мышления специалист должен определить короткие или длительные по времени мыслительные операции, преследующие одну конкретную задачу.

По версии Лущихина исследование мышления можно проводить с помощью методов наблюдения, анкетирования, беседы, лабораторного и естественного эксперимента, тестирования, самонаблюдения, моделирования процессов мышления и психофизиологических методик.

Психофизиологические исследования

Для того, чтобы изучить фактор физиологического обеспечения психической деятельности, применяют метод психофизиологических исследований.

  1. Регистрация активности нервных центров (клеток). Специалист акцентируется на изучении электрических импульсов нейронов. Чаще всего данные получают с помощью микроэлектродов.
  2. Электроэнцелография. С помощью специального оборудования, наложенного на скальп человека, удается зарегистрировать колебания электрических потенциалов головного мозга.
  3. Магнитоэнцефалография. В процессе жизнедеятельности у человека сохраняется синхронная активность большого числа нервных клеток (на любой отдельно взятый момент времени).

    И эта синхронная деятельность создает магнитное поле, которое можно уловить и зарегистрировать с помощью магнетометра.

  4. ПЭТ. Метод основан на изучении метаболической активности отдельных участков мозга. Специалист, используя различные техники ПЭТ, может получить картину мозга на срезе.
  5. Психофизиологические исследования: виды

  6. Окулография. С помощью специальных приборов регистрируются движения глаз, их амплитуда.
  7. Электромиография. Регистрация реакции (колебаний потенциалов) мышечных волокон на поступающие импульсы (мотонейроны). Для получения данных применяют поверхностные и подкожные электроды.
  8. Электрическая активность кожи. Метод довольно &laquo,сырой&raquo, и базируется на взаимосвязи потовых желез и глубинных структур мозга, которые сообщаются между собой через ЦНС.

Нейропсихологические методы

К методам нейропсихологического исследования относятся:

  1. Регистрация лабораторных и аппаратных исследований, анамнеза и течения болезни.
  2. Выявление общей картины психического статуса пациента и регистрация этих данных.
  3. Анализ функциональности произвольного и непроизвольного типа внимания.
  4. Работа по исследованию эмоциональных ответов (реакций) пациента.
  5. Работа по исследованию гнозиса зрительного типа, соматосенсорного типа, слухового типа.
  6. Исследование двигательной активности при условии наличия инструкций. Оценка координации и результатов &#171,повторения&#187, заданных единиц (поз, символов, рисунков и т.д.).
  7. Исследование речи.
  8. Исследование стиля и способности к написанию буквенных единиц, слов и отдельных фраз.
  9. Исследование памяти через повторение слов, историй, словесную передачу увиденного и т.д.
  10. Исследование чтения. Пациент читает фразы со смыслом и без смыслового содержания, неверно и верно написанные слова.
  11. Исследование интеллекта. Понимание сказанного и услышанного, решение поставленных задач и выполнение заданий, понимание аналогий и скрытого смысла.
  12. Исследование способности к счету.

Все методы, применяемые в современной психологии, были утверждены в качестве эффективных посредством множественных экспериментов.

Методы исследования в социальной психологии: