Причины и виды нарушений восприятия в психологии

В повседневной жизни мы руководствуемся как рациональным мышлением, так и чувственным восприятием.

Но последнее может искажаться, выдавая неадекватные реакции на реальность.

В статье рассматривается нарушение восприятие с точки зрения психологической науки: каковы причины явления, классификация расстройств и т.д.


Искаженное восприятие , что это?

Искаженное восприятие - что это: понятие

Восприятие , это процесс, в ходе которого в головной мозг человека поступают данные от рецепторов связи с внешним миром.

Чаще всего это чувственное восприятие, отталкивающееся от основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются агнозиями.

Искаженное восприятие возникает в двух случаях: вследствие неверной работы органа чувств (получение ошибочного сигнала), либо в нарушении психики, особенностях характера или эмоционального состояния (ошибочная интерпретация полученных данных).

Причины нарушения

Самые распространенные причины агнозий:

  • повреждение структуры мозга, коры вследствие кровоизлияний, тяжелых травмах черепа, опухолях,
  • недостаток кровообращения, в результате которого образуется хроническая ишемия,
  • болезнь Альцгеймера,
  • болезнь Паркинсона.

Причины нарушения функций мозга

В зависимости от причины и поврежденной зоны коры головного мозга, образуется специфическое нарушение восприятия:

  • времени (временных промежутков , замедление или ускорение),
  • зрительного (галлюцинации, иллюзии, плохое пространственное ориентирование),
  • действительности (сложные галлюцинации, в которых задействовано несколько органов чувств, в результате формируется крайне правдоподобный образ),
  • реальности (ощущение, что пребываешь во сне).

Классификация данных ошибок в психологии

Сущность восприятия заключается в анализе поступающей извне информации и сравнении ее с прошлым опытом. Если между пунктами &#171,внешний раздражитель , память&#187, возникают ошибки, это приводит к нарушениям.

Первая классификация расстройств наблюдается при локальных (местных) нарушениях работы головного мозга:

  1. Элементарные и тактильные (сенсорные) нарушения. Неспособность различать цвета, оттенки, а также потеря чувства высоты, запахов и т.д. Данные расстройства возникают вследствие поражений анализаторских рецепторов коры головного мозга.
  2. Сложные нарушения, характеризующиеся потери способности воспринимать предметы, размеры окружающего пространства.

Гностические расстройства

Гностические расстройства - что это?

Гностические расстройства классифицируются в зависимости от нарушения определенного органа. Существует три основных типа:

  1. Зрительные агнозии. В свою очередь, среди зрительных агнозий выделяют: предметную (трудности с узнаванием предметов или их фотоизображений), цветовую и шрифтовую, оптико-пространственную (проблемы с пониманием перспективы, удаленности объектов друг от друга)
  2. Слуховые агнозии. Характерные проблемы в данном случае , трудности с пониманием и запоминанием живой речи, аудио мелодий. В собственной речи, человек с явной слуховой агнозией теряет интонации, в разговоре его голос становится монотонным, лишенным эмоциональной окраски.

    Ощутить расстановки интонации других собеседников также не способен.

  3. Тактильные агнозии. Ошибки в восприятии предметов на ощупь. Например, человек с закрытыми глазами не может узнать собственный телефон или другой объект, принадлежащий ему лично. Также наблюдается плохая пространственная ориентировка.

Агнозией является нарушение в узнавании ранее увиденных предметов, людей, лиц, даже частей собственного тела.

Агнозии в психологии

При этом человек психически вменяем, у него отсутствуют провалы в памяти , характер, привычки, поведение не изменяются.

Также в порядке могут быть основные органы чувств.

В основном, агнозии возникают вследствие поражений части корковых зон мозга из-за опухолей, расширения сосудов и т.п.

Иллюзии

Отдельным пунктом идут иллюзии, возникающие в результате сбоя органов чувств.

Под иллюзией понимается ошибочное, неверное восприятие реальности, объекта или явления. Выделяют пять основных видов:

  1. Физиологические. Вполне естественны для всех людей и не являются критическими. Органы восприятия работают правильно, анализируя реальность. Данный тип иллюзий возникает натуральным образом, из-за особенных явлений природы.

    Например, когда человек едет в электричке и по соседней линии прямо пропорционально движется товарный поезд на одинаковой скорости. В итоге возникает ошибочное предположение, что поезд статичен.

  2. Физические. Базируются на обычных природных законах физики. К примеру, искажение предмета в стакане, заполненном водой.
  3. Иллюзии: примеры

  4. Аффективные. Возникают при перепадах настроения, эмоционального фона. А также в стрессовых ситуациях, в связи с повышенным выбросом того или иного гормона. Например, дошкольник боится темноты. Перед сном он остается один в мрачной комнате, при полной тишине. В такой обстановке могут проявляться слуховые (шорох) и зрительно-тактильные (чувство ходящего рядом, крадущегося) иллюзии.
  5. Интерпретативные. Связаны с особенностями интерпретации полученных сведений. Базируются на специфичных чертах личности, психических расстройствах. Например, может услышать свое имя среди болтающих неподалеку людей.
  6. Параэйдолические. Относятся к зрительным нарушениям восприятия. Связаны с повышенным воображением и наличием творческих способностей у человека. Например, некоторые могут увидеть силуэт дракона или иного диковинного фантастического животного на рисунке ковра или в мозаике.

Галлюцинации

Следующей формой искажения восприятия являются галлюцинации.

Под ними понимают нарушение восприятия реальности, в процессе которого человек не осознают что предмет или явление, видимое им , не существует.

Он реагирует на объект как на предмет реальной плоскости и не подозревает о галлюцинации.

Классификация галлюцинаций по сложности:

    Галлюцинации: какие бывают?
  1. Элементарные.
  2. Простые. Характеризуются как фотопсии (выявление пятен, контуров, иными словами , несуществующих небольших фрагментов, не представляющих из себя отдельного образа). К слуховым относят акоазмы , например, когда человеку кажется, что его кто-то позвал, окликнул.
  3. Сложные. Образуются в связи с ошибочной работой нескольких органов чувств. Центральное отличие простых галлюцинаций от сложных , в первом варианте неправильно интерпретирует сигнал только один рецептор, а во втором , несколько. Например, человек может не только представить в виде галлюцинации незнакомца, но и слышать его голос, отчетливо понимать речь или улавливать специфический запах.

Галлюцинации можно разделить по нарушениям в работе соответствующих органов чувств:

  • зрительные,
  • слуховые,
  • обонятельные (чувствуются как приятные, так и неприятные запахи, которых нет в реальности),
  • вкусовые,
  • висцеральные (ощущение в собственном теле насекомых, или вызывающих брезгливость, отвращение животных: лягушек, червей).

Наиболее распространенные виды галлюцинаций , зрительные и слуховые.

Первые обычно формируются как образы животных, людей или мифических, фантастических существ. При этом образ может являться нейтральным по отношению к человеку, благоприятным или опасным (например, несущийся навстречу дикий зверь).

Галлюцинации: разновидности

Слуховые образы , шумы моря, ветер, вьюга, голоса людей или крики животных.

Большую опасность могут нанести императивные галлюцинации, выражающиеся в форме приказов.

Например, человеку привиделся незнакомец, который скомандовал разбить зеркало или подняться на крышу дома.

Негативные последствия происходят из-за того, что человеку затруднительно сопротивляться давлению, и он выполняет указанные действия. В ряде случаев подобное поведение может оказаться крайне отрицательным, опасным для жизни человека и его окружения.

Барьеры восприятия и их преодоление

Вследствие возможных нарушений в принятии внешних сигналов, в межличностном общении и получении информации могут возникнуть проблемы:

  1. Фонетический барьер. Связан со звучанием чужой речи. В результате нарушения слуховых рецепторов, возможно искажение или невозможность получения информации.

    Альтернатива , использование письменной речи, языка жестов. При просмотре фильмов, телепередач , подключение субтитров.

    Также полно освоить навык чтения по губам, что позволит ускорить перекодировку информации и улучшить коммуникативную базу.

  2. Барьеры восприятия и способы их преодоление

  3. Зрительный барьер. Может выражаться в затруднении при чтении, рассматривании фотографий, изображений, видео. Как и в случае с фонетическим барьером, лучший способ , альтернативная кодировка. Если со слухом все в порядке, можно читать аудиокниги вместо бумажных или электронных.
  4. Речевой барьер. Темп, скорость и четкость произносимых слов зависит как от общей подготовленности человека, так и от текущего эмоционального состояния. Например, посреди оживленной беседы можно запутаться в словах и тараторить, что, в конечном счете, приведет к недопониманию. И напротив, зажатость и стеснительность в диалоге способна привести к скомканным тихим фразам, лишенных акцентов, расставленных интонаций и т.д.

    Успех коммуникации во многом зависит от способности сосредоточиться, управлять своими эмоциями.

    Поэтому рекомендуется спокойно глубоко дышать, использовать широкие позы уверенности, постараться расслабиться.

  5. Барьер установки. К агнозиям не относится, а затрагивает личностные особенности участников разговора. У каждого человека есть убеждения, подкрепленные реальным жизненным опытом или установками извне (семья, родители, друзья, коллеги и т.п.). И в диалоге, человек стоит на своей точке зрения, не пытаясь услышать собеседника. Его целевая задача , навязать человеку свое мнение, а чужое он рассматривает исключительно как ошибочное. Данный барьер легко преодолеть. Первый шаг , осознать, присутствует ли в вашем поведении &#171,твердолобость&#187,, желание навязать свое мнение, игнорируя чужое. Барьеры восприятия и методы их преодолениеЕсли признаки есть , постарайтесь выслушать аргументы человека напротив, не боясь признать его правоту. Таким способом тренируется гибкость мышления, способность менять сложившиеся стереотипы, паттерны собственного поведения исходя из вновь поступившей информации.

Правильное восприятие , очень важный элемент в понимании окружающего мира. Знание возможных нарушений в работе органов чувств может помочь в поиске решений по восстановлению нормального восприятия реальной действительности.

Нарушения восприятия , лекция: