Механизмы восприятия пространства в психологии

Люди интересовались восприятием объектов в пространстве издавна.

В Древней Греции считалось, что объекты можно видеть, потому что они испускают то, что представлялось непрерывным рядом чрезвычайно тонких &#171,мембран&#187, в их собственном образе. Они попадают в поле зрения и сливаются с воспринимаемой картиной.


Столетия экспериментальных исследований привели к более обоснованной концепции, в которой пространство описывалось в терминах трех измерений или плоскостей: высоты (вертикальная плоскость), ширины (горизонтальная плоскость) и глубины (сагиттальная плоскость).

Понятие

Понятие восприятия

Пространственное восприятие , познавательный психический процесс, посредством которого люди и другие организмы осознают относительное положение своих собственных тел и объектов вокруг них.

Знания о внешней среде помогают мыслить в двух и трех измерениях, что позволяет визуализировать объекты с различных углов и узнавания их независимо от той перспективы, с которой их видно. Восприятие состоит:

  • из восприятия формы, величины, объема предметов, называемое протяженными свойствами,
  • из восприятия положения, места среди других предметов и их удаленности от наблюдателя.

Многие психологи, занимающиеся перцептивной функцией, считают, что изучение пространственного восприятия быстро становится самостоятельной областью психологии.

Это особое поле в психологии концентрируется на факторах, способствующих оценке организации объектов в среде (на сигналах к восприятию глубины, движения, формы, цвета и их взаимодействии).

Это важно для движения и ориентации в окружающем мире. Кроме того, психологи анализируют особенно интересные специальные проблемы, такие как амодальное восприятие (например, как человек воспринимает, что существует шесть сторон куба, хотя только три из них можно увидеть одновременно).

Понятие и суть

Три измерения (вертикальная, горизонтальная и сагиттальная плоскости) пересекаются под прямым углом, и их единственная ось пересечения определяется, как находящаяся в воспринимаемом трехмерном пространстве, то есть в глазах воспринимающего индивида.

Люди обычно не воспринимают бинокулярное пространство (отдельный визуальный мир от каждого глаза), но вместо этого видят так называемое циклопическое, как если бы образы из каждого глаза сливались, чтобы произвести одно визуальное поле.

Плоскости делят пространственную зону на различные сектора: &#171,вверху&#187, или &#171,внизу&#187, (горизонтальная), &#171,впереди&#187, или &#171,позади&#187, (вертикальная), &#171,справа&#187, или &#171,слева&#187, (сагиттальная).

Механизмы

Восприятие в широком смысле означает регистрацию (захват) предметов и событий внешней среды, их сенсорный прием, понимание, идентификация и словесный термин, подготовка к реакции стимула.

Механизмы перцепции человека позволяют ему видеть, слышать, чувствовать вкус, запах, прикосновение и изменения температуры. Это также чувство осознания (окружающей среды).

Большинство людей получают основную часть знаний о своем окружении через зрение, в то время как баланс или равновесие (вестибулярное чувство), занимает следующее место по важности.

Механизмы перцепции

Например, в состоянии полной темноты ориентация человека на местности зависит главным образом от сенсорных данных, полученных от вестибулярных стимулов.

Визуальные стимулы доминируют в человеческом понимании окружающего мира, потому что зрение , это чувство расстояния, оно может снабжать информацией из очень отдаленных точек окружающей среды, достигая самих звезд.

Слух также считается чувством расстояния, как и обоняние. Хотя площадь, которую они охватывают, значительно более ограничена, чем зрительная.

Все остальные чувства, такие как осязание и вкус, считаются проксимальными чувствами, потому что они обычно передают информацию об элементах, которые вступают в прямой контакт с индивидуумом.

Пространственное восприятие относится к врожденным функциям, но окончательное формирование происходит во время накопления жизненного опыта взаимодействия с предметами и их передвижением.

Восприятие пространства служит основой восприятия движения.

Как воспринимают информацию глаза? Можно сравнить сетчатку (заднюю поверхность внутренней части глаза) с пленкой в камере, линзу (внутри глаза) , с линзой камеры. Как и в камере фотографа, картинка, проецируемая из окружающей среды на сетчатку, перевернута.

Механизмы мировосприятия

Однако человек не оценивает изображение как перевернутое.

Вместо этого механизмы восприятия человека заставляют видеть мир правильно.

Точная природа этих механизмов остается неясной, но процесс мировосприятия включает, по крайней мере, две инверсии:

  1. оптическую инверсию изображения на сетчатке,
  2. перцептивную инверсию, связанную с нервными импульсами в зрительных тканях мозга.

Исследования показывают, что человек может адаптироваться к новому набору визуальных стимулов, которые значительно отличаются от ранее изученных.

Эксперименты проводились с людьми, которым давали очки, менявшие измерения изображений (правое на левое или верхнее на нижнее).

Поначалу испытуемые теряют ориентацию, но после длительного ношения искажающих очков они учатся безошибочно оценивать окружение, переориентируясь на окружающую среду, пока объекты снова не воспринимаются правильно. Процесс меняет направление, когда очки снимаются.

Сначала основные визуальные измерения представляются субъекту обратными, но через короткое время происходит другая адаптация, и субъект переориентируется на более ранние, хорошо изученные, нормальные визуальные сигналы и снова принимает окружающую среду как нормальную.

Механизмы и модальности

Понимание глубины и расстояния зависит от информации, передаваемой через различные органы чувств.

Сенсорные сигналы указывают на расстояние, на котором объекты в окружающей среде расположены от воспринимающего индивида и друг от друга.

Такие чувственные модальности, как зрение и слух, передают сигналы глубины и расстояния и в значительной степени независимы друг от друга.

Каждая модальность сама по себе может производить последовательное восприятие расстояний объектов. Однако обычно индивид полагается на сотрудничество всех органов чувств (так называемое интермодальное восприятие).

Виды и характеристики

Пространственное восприятие в первую очередь мы понимаем как зону вокруг нас (объекты, элементы, люди и т. д.). Но оно также включает в себя часть мышления, так как именно в нем соединяются все наши переживания.

Пространственное осознание состоит из двух процессов:

  • экстероцептивные процессы , способность осознавать свои отношения с окружающей средой. Они создают представления о нашем мире через чувства,
  • интероцептивные процессы , осознание отношений с самим собой, которые создают представления о нашем теле, его положении и ориентации в пространстве.

Виды и характеристики процессов

Люди не могли бы ориентироваться в окружающей среде, если бы была только информация, поступающая через различные органы чувств, она не смогла бы обеспечить познавание природы, соответствующее ее физической &#171,реальности&#187,.

Без некоторой степени достоверности в отношении физического пространства нельзя искать пищу, убегать от врагов или даже общаться.

Достоверное мироощущение заставляет человека испытать раздражители таким образом, что бы они были стабильными.

Мы воспринимаем объекты в окружающей среде как имеющие относительно постоянные характеристики (размер, цвет и т. д.), несмотря на значительные различия в стимульных условиях.

Но не всякая оценка внешней среды истинна. Она часто может не соответствовать реальности.

Эксперименты показали, что три основные пространственные плоскости доминируют над способностью человека локализовать визуальные объекты в близлежащем окружении.

Часто объекты могут восприниматься как лежащие ближе к этим основным измерениям или планам, чем они есть на самом деле. Часть объяснения этих перцептивных расхождений в зрительном опыте может заключаться в силе тяжести.

Если бы вся масса сенсорной информации, доступной в данный момент, воспринималась достоверно, поток данных мог бы привести воспринимающего к дезориентации.

Пространственное осознание: виды и характеристики

Другими словами, некоторая степень избирательности в восприятии определяет выживание индивида.

В идеале информация об окружающей среде осознается только так, как она соответствует целям, потребностям или физиологическому состоянию человека в данный момент.

Методика &#171,часы&#187, , описание и суть

Эта методика используется для оценки восприятия пространственных признаков, обнаружения нарушения этих процессов.

Тест на рисование часов был первоначально разработан в начале 1900-х годов для оценки состояния солдат, которые получили ранения в затылочную или теменную доли головы.

Подобные травмы часто приводили к трудностям составления изображений правильно с соответствующим количеством частей правильного размера и ориентации. Шаг за шагом было доказано, что проба работает.

Существует много различных методов для выполнения и оценки теста рисования часов, некоторые из которых имеют сложные системы.

Клиницист дает пациенту лист бумаги с отпечатанным кругом диаметром около 10 см и просит нарисовать часы. Если у пациента есть какие-либо вопросы, врач повторяет те же действия и не дает других указаний.

Психологическая методика &quot,часы&quot, - описание и суть

Пациент может делать это столько времени, сколько захочет, чтобы завершить задачу.

Результат считается нормальным, если пациент включил большинство из 12 чисел в правильной ориентации по часовой стрелке.

Еще один тест врач может провести двумя способами:

  1. Попросить сделать рисунок в соответствии с данными инструкциями. Больной получает чистую открытку, на которой нужно нарисовать часы, указывающие время 11.10.
  2. Попросить скопировать заранее нарисованные часы. Копия должна быть идентичной.

Как правило, берется во внимание форма циферблата, порядок нарисованных цифр, направление, являются ли они внутри или снаружи щит, или только по одной стороне часов, или появляться дополнительные, ненужные цифры.

Например, пациенты с шизофренией часто навязчиво пытаются пометить каждую минуту на циферблате часов, что делает рисунок нечитаемым и полным каракулей.

Следующий тест проводится с помощью бланка с изображением 42 циферблатов. На них нарисовано по одной цифре возле любого часа, куда указывает стрелка. Циферблат произвольно повернут на какое-то количество градусов.

Тестируемому предлагают определить, какое время показывают стрелки. В зависимости от ответов выставляются баллы, и производится анализ восприятия человека.

Методика &quot,часы&quot, - описание, цель и суть

Методика стала инструментом, используемым для обнаружения когнитивных нарушений, связанных, прежде всего, с ранней стадией Альцгеймера.

При этой болезни нарушается как самостоятельное рисование часов, так и расположение стрелок на готовом циферблате.

Выявление начала болезни позволяет подготовить лучшую стратегию борьбы с ней, применить соответствующее лечение, предоставить хороший уход за пациентами, чтобы остановить развитие болезни.

Пространственное восприятие важно и полезно для людей всех возрастов, так как эту познавательную способность постоянно используют. Например, во время движения, работы, рисования и т.п.

Плохое пространственное восприятие влияет на то, как человек определяет отношение своего тела к окружающей среде, осознает расположение предметов вокруг него.

Восприятие пространства: