Область применения и цель методики незаконченных предложений

Двадцатый век стал очень плодотворным для развития психологии ка науки, в том числе методов ее исследования.

Также были разработаны различные методики терапии и обследования.

Многие из них не потеряли своей актуальности и активно используются психологами по всему миру и через много десятков лет после создания, но с некоторыми модификациями. К одной из таких методик относится методика незавершенных предложений Сакса Леви.


Из истории возникновения

Из истории возникновения методики

В пятидесятых годах прошлого столетия группа американских психологов выдвинула идею о создании особого опросника.

Он включал в себя группы предложений, на завершение которых испытуемым предлагались различные варианты, составленные самими учеными или взятые из литературы.

Все предложения имели по несколько вариантов ответа и формировали группы или категории, к примеру категория вопрос о семье обследуемого и его к ней отношении.

Всего было разработано порядка нескольких сотен таких предложений, которые и составили базу методики. Окончательную доработку этой идеи осуществил ученый-психолог Джозеф Сакс в 1950-ом году.

Это методика получила название методика прерванных предложений , все утверждения в ней &#171,прерывались&#187, и человеку предлагалось выбрать вариант в соответствии с личным ощущением.

Чем-то этот метод напоминает тестовый опрос, однако дает более полное и разностороннее понимание психологических особенностей пациента.

Через несколько десятков лет данная методика успешно прошла испытания в советском союзе, где ведущий специалист по психологии Румянцев Г.Г. нашел ей применение в реабилитационных мероприятиях больных с психологическими отклонениями.

Также он предложил использовать этот метод для скрининга больных шизофренией. Эта методика несколько усовершенствовалась и в настоящее время представляет собой опросник из 60 предложений, которые разделены на 15 групп.

Описание

Описание метода исследования

Методика незаконченных предложений относится к группе методик дополнения, поскольку человеку предлагается закончить или дополнить имеющуюся информацию.

При этом она также является аддитивной и проективной, что означает наличие различных вариантов развития событий, которые моделируются исследователем.

Испытуемый при этом выбирает свой &#171,проект&#187,, добавляя в него завершение предложения.

Проективная методика помогает:

  1. Выявить психические расстройства.
  2. Оценить степень выраженности расстройств.
  3. Сориентировать в отношении пациента к семье, работе или учебе.
  4. Составить индивидуальный психологический портрет испытуемого.
  5. Диагностировать степень нарушения межличностных отношений.
  6. Оценить степень психологической зрелости.
  7. Оценить степень эффективности проводимой психологической терапии.
  8. Выявить положительные и отрицательные качества личности (характера, мотиваций и так далее).

Область применения методики очень широка: от психологических исследований до методов терапии в психологии.

Однако чаще всего эту методику используют при:

    Описание и область применения
  1. Приеме на работу в рамках профессионального отбора.
  2. Для определения профессиональной пригодности.
  3. В рамках учебного процесса для выявления склонностей ребенка в вопросах выбора будущей специальности.
  4. Оказании психологической помощи.
  5. Проведении тренингов и обучающих психологических мероприятий.
  6. Работе в судебной экспертизе с психиатром.
  7. Проведении специальных осмотров (служба в армии, длительно-замкнутых коллективах и так далее).

Как проводится?

Методику можно провести в виде письменного опроса, когда на специально заготовленных бланках печатаются группы предложений, которые нужно закончить.

Сделать это можно выбрав один из вариантов или сформулировав свой собственный.

В последнем случае оценивается окраска ответа , от выраженной положительной до резко негативной в баллах. 2 балла ставится за максимально позитивное выражение отношения, 1 балл за менее выраженное, а ноль означает нейтральный оттенок ответа.

Как проводится опрос?

Отрицательные баллы также имеют свое значение: минус один балл означает незначительный негативный настрой, а минус 2 отражает резкую отрицательную реакцию.

На время выполнения задания в письменной форме отводится неограниченное время, однако сама длительность ответов имеет диагностическое значение. Средне-нормальное время ответа на задание составляет 20 минут.

Устный порос также может успешно применяться, при этом есть возможность уточнить какие-либо детали ответов, а также оценить эмоциональный ответ на предложение закончить какую-либо фразу.

Но при беседе сложно оценить время как один из значимых признаков, поскольку весь процесс управляется испытателем.

Группы, на которые делится опросник включает отношение человека к:

  • самому себе,
  • к маме и папе,
  • к семье в целом,
  • к друзьям и дружеским отношениям,
  • к противоположному полу и сексуальным отношениям,
  • к сотрудникам-коллегам,
  • к начальству,
  • к подчиненным,
  • к переживаниям и тревогам за будущее,
  • к будущему в общем,
  • к не произошедшим, но желаемым поступкам,
  • к чувству вины и совести,
  • к поставленным целям и задачам в жизни.

Как проводится тестирование?

Всего насчитывается 15 групп предложений по 4 в каждой, таким образом 60 предложений.

На них нет неправильных ответов, о чем стоит предупредить человека перед исследованием.

Вопросы не всегда стоят в логически взаимосвязанном порядке. Это означает что они могут быть перемешаны, чобы испытуемый наиболее объективно на них ответил.

Также при интерпретации следует обратить внимание на изложение материала , если написано кратко и сжато, то можно попросить пояснения, а также ненавязчиво выяснить почему сразу не был дан полный ответ.

Оценка результатов требует от психолога подготовки в этой области, поскольку нет четких ответов, а важна сама интерпретация продолжения предложений, которая нередко бывает довольно абстрактной.

Анализ результатов

Интерпретацию методики можно провести качественным и количественным способами. Количественный означает подсчет баллов за характер ответов. Значение баллов описано выше. При этом:

  1. Суммируются ответы на вопросы из одной группы.
  2. Общий балл за группу выражает степень и характер настроя на данную область: от резко положительных до полного неприятия.
  3. Анализ результатов опроса

  4. Положительный результат может выражать как отношение человека, так и приоритетность данной сферы на данный момент: то есть насколько эта область его волнует.
  5. На основе &#171,иерархии&#187, областей по количеству баллов можно выстроить приоритеты человека и его потребности в настоящее время(тест не позволяет оценить прошлое отношение).

Качественная оценка результатов складывается из интерпретации времени прохождения задания, а также реакции личности на задании на основе средств вербальной коммуникации.

Качественный анализ затрагивает более сложные для оценки аспекты личности, которые нельзя выразить в каком-либо цифровом эквиваленте.

В результате формируется заключение по тому или иному пункту (к примеру отношение к семье) на основе балльной оценки и личных впечатлений испытателя.

Методика &#171,Незаконченные предложения&#187, Сакса-Леви: тест.

Применение у детей

Применение у детей дошкольников

Основной опросник предназначен для людей от 20 до 60 лет и включает такие пункты, которые нельзя оценить у детей младшего возраста.

Однако методика нашла свое применение у школьников и дошкольников.

У детей данная методика имеет свои ограничения: в первую очередь это умение писать, однако можно применить устный подход.

Он иногда более сложен у детей в связи с их невнимательностью и рассредоточенностью, однако является успешной альтернативой.

Она используется для:

  • определения отношения к себе и окружающим,
  • выявления внутриличностных и внутрисемейных конфликтов,
  • оценки замотивированности ребенка в учебе,
  • оценки уровня тревожности.

Особенностями методики у данной категории является:

  1. Сокрещание количества вопросов , 56 у детей от 7 лет до подросткового периода и 24 у дошкольников.
  2. Более частом и широком применении устного способа сбора информации.
  3. Изменение характера некоторых в групп: исключаются блоки касаемо межполовых отношений, работы.

    Добавлены категории учебы, отношения к сверстникам и воспитателям или учителям.

  4. Ребенок должен писать ответы быстро, не задумываясь долго над ответом.
  5. Нет возможности как-либо интерпретировать время ответа (менее показательно чем у взрослых).
  6. Особенности применения у детей

  7. Следует подключать игровую форму подачи задания.
  8. Методика оценивания складывается из качественных и количественных составляющих.

Часто эту методику используют при приеме в детские дошкольные учреждения, а также в школы.

Плюсы и минусы

Методика незаконченных предложений имеет свои достоинства:

  1. Простота реализации.
  2. Минимум необходимых материалов.
  3. Позволяет решить многие психологические задачи.
  4. Позволяет оценить состояние на данный момент.
  5. Имеет долгий успешный опыт применения в психологии.
  6. Успешно используется в профессиональной деятельности для различных отборов.
  7. Может применяться как элемент оценки эффективности терапии.
  8. Используется для выявления некоторых психиатрических заболеваний на этапе скрининга.
  9. Может быть использована у всех возрастных категорий.

Однако существуют свои недостатки:

    Плюсы и минусы методики
  1. Невозможность проследить какое-то развитие проблемы, так как не затрагивает прошлое.
  2. Требует подготовки психолога в тонкой интерпретации ответов.
  3. Оперирует большим количеством абстрактных понятий.
  4. Может иметь высокий процент погрешности.

Методика прерванных предложений является старым и проверенным способом составления психологического портрета личности, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими и с окружающей обстановкой.

Она успешно используется в различных сферах: науке, профессиональной деятельности, учебе, терапии отклонений. Эта методика может применяться как у детей, так и у взрослых. Однако детский вариант имеет свои особенности в применении.

Результаты этого способа исследования являются точной характеристикой личности, но должны оцениваться вместе с другими способами психологического обследования человека.

О том, как проводится методика &#171,Закончи предложение&#187,, вы можете узнать из видео: