Какие бывают средства общения в психологии?

Каким образом человек доносит до окружающих свои мысли чувства и переживания?

Для этого в социуме используют различные средства общения, позволяющие передавать информацию в том самом виде, в котором она будет доступна для понимания другим людям.


Средства общения , что это?

Средства общения - что это такое?

Средства общения , это определенные устоявшиеся (принятые в обществе) приемы кодирования, преобразования и расшифровки информации, поступающей от одного индивида к другому в процессе коммуникации.

Функции, которые выполняют средства общения:

  • информационно-коммуникативная (передача информации от одного человека другому),
  • интегративная (позволяет объединяться/объединять людей в группы),
  • побудительная (стимуляция активности),
  • интерактивная (коррекция поведения отдельных индивидов или группы при организации совместной активности),
  • функция социализации (обмен опытом с целью выработки и усвоения системы норм и правил, действующих в социуме),
  • аффективно-коммуникативная (направленное или неосознанное воздействие на эмоциональную среду оппонента),
  • функция координации (согласование действий при групповой активности),
  • функция понимания (восприятие и расшифровка информационного кода в том виде и смысле, в котором оппонент желал передать информацию).

Какие бывают?

Какие они бывают?

Все средства общения принято делить на две группы: вербальные и невербальные.

Каждая группа выполняет определенную функцию.

И если вербальные (словесные) средства общения нацелены на то, чтобы донести до оппонента смысл сказанного, то невербальные средства транслируют эмоции и отношение индивида к тому, с кем он в данные момент взаимодействует.

Невербальные

Невербальное общение добавляет чистой информации эмоциональный окрас и тон.

Оно позволяет добиться максимального взаимопонимания с оппонентом, понять его настрой, а иногда и истинные намерения.

Невербальное общение состоит из двух больших групп: экстралингвистические и паралингвистические средства общения.

Паралингвистическая группа:

  1. Просодика. В эту категорию принято включать элементы, дополняющие речь. Это тембр, глубина и сила голоса, степень выразительности артикуляции, ударения, характер и длина пауз, и т.д. Иными словами просодические средства помогают придать оттенок информации посредством влияния на голос.
  2. Невербальные средства

  3. Кинесика (оптико-кинесические средства общения). Все действия, которые человек воспринимает визуально и как дополнение к сказанному. Сюда относятся жесты, взгляд, мимика и даже изменение положения тела и отдельных частей тела в пространстве.
  4. Графемика. Способ письма, передающий чувства и эмоции человека. Манера писать буквы и слова может меняться в зависимости от эмоционального фона. Так злой человек сильно давит ручкой на бумагу, а задумчивый человек допускает ошибки и забывает закончить &#171,крючки&#187,.

Паралингвистические средства общения невозможно использовать без привязки к речи.

Экстралингвистическая группа:

  1. Такесика. Тактильные контакты в процессе общения , это такесические средства. Любые прикосновения, поцелуи, щепки и поглаживания заключают в себе невербальный код и являются отражением эмоционального/чувственного фона индивида.
  2. Проксемика. Во время взаимодействия собеседники могут находиться далеко или близко друг от друга, сознательно или неосознанно контролируя дистанцию. Способ пространственной организации контакта, отражающий отношения собеседников друг к другу, называется проксемикой.
  3. Невербальное общение

  4. Хронемика. Распределение времени в процессе общения. Человек может спешить на встречу, а может оттягивать звонок. Он может долго ждать, когда собеседник освободиться, а может ограничить время контакта.
  5. Экстралингвистика. Передача эмоций с помощью голоса, но при этом без привязки к речи. Сюда можно отнести покашливание, недовольное урчание, вздохи, вскрики и т.д.
  6. Сенсорика. Восприятие оппонента с помощью органов чувств. Человек реагирует на запах, нежность кожи во время прикосновения и визуальные характеристики собеседника. Здесь также выделяют отдельные подгруппы. В качестве примера можно привести ольфакторные средства общения (восприятие через обоняние) и фонационные средства общение (восприятие на слух).

Невербальные средства общения люди изучают (перенимают) от своих родителей или опекунов еще до того, как начинают разговаривать. Поэтому развивать в себе способность к невербальному общению не нужно.

А вот научиться распознавать и расшифровывать их будет полезно каждому члену социума.

Невербальная коммуникация:

Вербальные

Вербальные признаки

Вербальные средства коммуникации также называют &#171,знаковыми&#187,.

И в отличие от невербальных, знаковые средства общения в чистом виде нельзя истолковать двусмысленно.

Базовый элемент вербального общения , речь.

Речевые виды деятельности:

  • чтение,
  • письмо,
  • говорение,
  • слушание.

Речь подразделяется на письменную, устную и внутренне направленную.

Дактиль заменяет устную речь, при этом включая в себя неречевые коммуникативные методы (например, азбука жестов для глухонемых).

Язык

Язык тесно связан с народом, выступающим в роли носителя языка. С помощью языка люди общаются друг с другом и передают мысли на самом простом и доступном уровне.

Общество и язык не существуют отдельно друг от друга. Их развитие также происходит параллельно, поэтому любые изменения в жизни общества сразу же находят отражение в языке.

Функции языка:

    Функции языка
  • коммуникативная,
  • аккумулятивная (хранение и передача знаний),
  • конструктивная (посредством языка можно предавать мыслям форму),
  • познавательная,
  • этническая (объединяет людей в группы, а эти группы объединяет между собой),
  • эмоциональная (описание и передача чувств в форме словесного кода).

Важно понимать, что даже при условии единой и общей формы языка для всей его носителей, могут возникать коммуникативные барьеры:

  1. Фонетический. Возникает из-за каких-либо речевых особенностей участников взаимодействия (акцент, дефекты речи, тон и проч.).
  2. Логический. Если собеседники обладают разными интеллектуальными способностями или особенностями мышления, могут возникнуть недопонимания.
  3. Стилистический. Барьер связан с неправильным применением правил построения предложений или неправильной подачей информации.
  4. Смысловой. Данный барьер возникает тогда, когда взаимодействие происходит между носителями разных языков.

    Каждый язык имеет свои особенности, поэтому дословный перевод часто &#171,съедает&#187, смысл и нюансы сообщения.

В каждом языке есть свои шаблоны и правила передачи информации. Для русского языка такими шаблонами являются стили. Каждый стиль уместен лишь в определенном окружении и при определенных условиях.

    Общество и язык
  1. Научный стиль. Данный вербальный способ основан на научных терминах, отсутствии эмоциональной составляющей и четкой структуре сообщения.
  2. Деловой. Данный стиль отличается точностью и скупостью. Он подходит для общения между людьми разного социального статуса, написания законов и официальных бумаг. Деловой стиль актуален в условиях работы.
  3. Публицистический. Задача публицистического стиля , вступить в контакт с большой аудиторией и вызвать у нее интерес. Отличается экспрессивным звучанием, наличием витиеватых штампов, обилием эмоций.

    Строгих ограничений и рамок для публицистического стиля не предусмотрено.

  4. Разговорный. Используется при личном общении, если люди в момент разговора не подчиняются социальным или рабочим статусам.
  5. Художественный. Используется при создании литературных произведений.

Речь

Процесс воспроизведения речи , это последовательная цепочка от зарождения мысли и ее кодировки в звуковую форму, до непосредственного проговаривания и передачи информации собеседнику.

Общение, в котором фигурирует речь, подразумевает три функциональных элемента (субъект, объект и речевое сообщение).

Процесс воспроизведения речи

Но для успешной коммуникации необходимо, чтобы три аспекта соответствовали требованиям качества. Под аспектами подразумевается:

  1. Порождение речи и сопутствующих элементов.
  2. Правильная структура и наличие смыслового наполнения в сообщении.
  3. Готовность оппонента принять и переработать поступившую информацию.

Речевыми навыками человек овладевает в дошкольном возрасте. И для того, чтобы коммуникация с другими людьми давалась человеку легко, важно целенаправленно развивать способность к каждому виду речи:

  1. Внешняя речь , базовое средство общения между представителями социума. Такая речь произносится вслух и предназначена для окружающих.
  2. Внутренняя речь , обеспечивает человеку контролируемую и отслеживаемую мыслительную деятельность.

    Данная речь не имеет звукового наполнения и осуществляет функцию внутреннего диктора, озвучивающего мысли в голове.

  3. Диалогическая речь , необходимо для обмена информацией между людьми. Двусторонний процесс включает в себя последовательные высказывания каждого из собеседников. При этом каждый собеседник в зеркальном (в отношении друг друга) порядке чередует говорение и слушание.
  4. Монологическая речь , односторонний обмен информацией от (рассказчика к слушателю). В процессе передачи информации вещающий человек должен формулировать и передавать свои мысли без облегчающих задачу вопросов/подсказок/наводок со стороны собеседника.

Виды речи

Важной ступенью в жизни ребенка является эгоцентрическая речь, являющаяся сочетанием всех прочих видов.

Разговоры, обращенные к самому себе, тренируют навык формулировки вопросов и построения ответов.

Эгоцентрическая речь направлена на себя, не стоит путать ее с внутренней речью. Ведь в первом варианте ребенок является не просто диктором в собственной голове, а скорее лицом, заменяющим и объекта и субъекта разговора.

Свободное владение средствами общения и умение их правильно интерпретировать позволяет успешно сосуществовать с другими членами социума.

Благодаря вербальным и невербальным средствам человек может попросить о помощи, организовать командную работу и передать свои идеи окружающим.